"Золотая" таблетка

0 0

 "Золотая" таблеткаПо стране это называют сетевым маркетингом. Медики практически перестали выписывать рецепты. С каждой продажи врач получает процент. Интернет-страницы кишат объявлениями: "Бизнес для врачей. Предлагаю без отрыва от основной работы, без лицензии и т.д.". Здесь же медики размещают свои резюме. На официальном языке это называется "медицинский представитель".

Кажется, для простого пациента нет разницы, как официально называется то, когда из него на приеме "выбивают" деньги за очередную упаковку. Хорошо еще, если не отдает последнее. Людей настораживает, что врачи так настойчиво советуют приобретать один конкретный препарат, при этом у них всегда найдется его рекламная листовка, на столе будет лежать календарик с аналогичным изображением, стены сплошь обклеены рекламными плакатами, и авторучка у врача с логотипом фирмы.

ПРОСТО ПРОМОУТЕРЫ

Большинство фармкомпаний-лидеров торгуют двояко: через аптеки, и львиная доля рынка - продажи через сетевой маркетинг. И то, и другое осуществляется за счет деятельности медицинских представителей в городах. В Архангельске есть представительства всех фирм-производителей лекарственных препаратов, чья продукция лежит в аптеках. Больше тридцати зарубежных. Их задача - "обработать" врачебную среду и население так, чтобы "двигаемые" препараты шли нарасхват.

На интернет-сайте фармкомпании "Lek" графа - работа в компании. Требуется медпредставителель. В числе городов, где такового не хватает, - Архангельск. Обязанности - визиты в лечебно-профилактические учреждения, проведение презентаций и т.д. Требования - высшее медицинское или фармацевтическое образование, навыки коммуникации. Условия - конкурентоспособная зарплата, предоставление автомобиля, телефона, ПК и т.д., выплата ежеквартальных премий.

Люди, знакомые с представителями данной профессии, говорят, подчас это не столько знатоки медицины, сколько талантливые промоутеры. У них зачастую полноценного медицинского образования нет. В погоне за "конкурентоспособной зарплатой" медпредставители лично ходят по врачам (те ежемесячно кипами выворачивают листовочный хлам из ящиков), держат связь с аптеками (что-то вроде "торгуйте только нашим").

СЛУХИ ХОДЯТ. ЗА РУКУ ЕЩЕ НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЛИ

В облдепартаменте здравоохранения, в отделе лекарственного обеспечения, говорят, со схемой работы представителей знакомы. Спрашиваем: как-то по особому с врачами договариваются? В департаменте отвечают неопределенно: у каждой компании свои запросы, это коммерческая тайна, на каких условиях они там сотрудничают... Немногим больше знают в гордепартаменте: говорят, лет пять назад представительства с ними сотрудничали, сейчас совсем неподотчетны.

Кое-что о деятельности медпредставителей рассказывают в территориальном управлении Росздравнадзора по Архангельской области и НАО. Говорят, работают без лицензии: занимаются все же рекламой, не продажей. Зачастую сидят у себя по квартирам, работают на своем компьютере, их задача - увеличить уровень продаж препарата в регионе. Продвигают, как правило, два-три препарата. Успешно - получают премии. Говорят, взаимосвязь в известном смысле медика с представителем доказать трудно. Право врача выбирать, какой препарат советовать. Слухи ходят. За руку еще ни одного врача не поймали.

ЗА ЧТО ТАКОЙ ХАЛАТ?

Большинство лекарств из рекламируемых (плакатами, буклетами, листовками - клеят их даже в больничных туалетах, на внутренней стороне дверей кабинок) в свободном отпуске - в смысле продаются без рецепта: чтоб плакаты пациентам глаза не без пользы мозолили, почти на каждом от руки приписано, где препарат можно купить (как правило - "аптека на 1-ом этаже").

Отечественных производителей почти нет. Таблетки "едим" исключительно зарубежные. Шире всего себя рекламируют "Yamanouchi" (Нидерланды), "KRKA" (Словения), "Balkanpharma" (Болгария), "Berlin-Chemie" (Германия), "SCHWARZ PHARMA" (Германия), "Servier" (Франция) и некоторые другие фармкомпании. Во 2-ой поликлинике рассказывают, часто видят у себя представителей "Servier": и приходят, и почтой свои конверты с информацией шлют. Раз в квартал конференции для врачей города в "Пурнаволоке" организуют. Препараты готовят серьезные: в основном для сердечно-сосудистых больных и больных сахарным диабетом. За "Servier" идут "Egis" и "KRKA". От российских фармкомпаний ходят редко. Разве что в последнее время активнее стали "Мастерлек" и "Фармстандарт".

Редкий производитель предлагает нечто в своем роде уникальное: продвигаются одни и те же препараты.

- Кто-то просто оставляет буклеты, кто-то претендует на участие в конференциях, - рассказывает заместитель главврача по лечебной работе 2-ой городской поликлиники Наталия Якимова. - Каждую неделю проводим конференции - бывает, приходят и все время занимают на то, чтобы рассказать о своих препаратах. Бывает, приводят с собой врача, который уже практиковал лечение препаратами фирмы - чтобы от него врачи услышали положительные отзывы. Кто-то дает препараты на апробацию: оставляют врачу флакон или упаковку, предлагают опробовать на пациенте. Дело не только в рекламе: наши препараты-аналоги давно уступили по качеству зарубежным. Многих просто нет в аптеках.

У коллеги Якимовой из 1-ой поликлиники халат фирменный - на грудном кармане логотип KRKA. У Якимовой обычный: говорит, пока не заработала. О том, чтобы медпредставители приплачивали врачам за настойчивое выписывание препаратов своей фирмы, отвечает, что знает смутно:

- Были предложения врачам. Что-то вроде того, что доктор выписывает рецепт, отправляет человека с ним в определенную аптеку (чаще всего близлежащую), на рецепте же фамилия врача указана. Ну, а далее там как-то по количеству рецептов...

РЕКЛАМЕ НЕ ПОДЛЕЖИТ

Координаты представителей, говорят, надо у врачей спрашивать. На деле врачи по этому поводу предпочитают не распространяться.

Представительство, на которое удалось таки выйти, оказывается представительством российской фармкомпании. Фабрика московская. Занимается продвижением кардиологических препаратов. Идея компании - делать доступными препараты, которые ранее были недоступны для российских граждан. То, что у зарубежных фармлидеров стоит 700-800 рублей, у них - 150.

- Далеко не всегда зарубежные фармкомпании делают юридически грамотно свою рекламу, - рассказывают нам. - Нельзя, к примеру, рекламировать рецептурные препараты. По закону их можно рекламировать только в специализированной прессе, которая предназначена для врачебной аудитории. У них же всюду листовки. Мы свою рекламную продукцию оставляем только у врачей.

Поговорить с представителями зарубежных фармкомпаний так и не удалось. Последнюю "удочку" мы закинули в отдел маркетинга аптечной сети "Фармацея". Там координаты представительств знают. Но не делятся. Сначала пообещали с представителями связаться, спросить, можно ли их телефоны "налево" давать. После сказали, связаться не удалось.

***

В целом все просто: компании зарубежные солидные, платят большие деньги своим представителям за такой мониторинг. Те окучивают врачей - основных посредников между больными и лекарствами. А у нас менталитет сложился: врачу верим. Выписал - идем покупать. И ничего, что бабушка отвалила за таблетки полпенсии, при наличии дешевого аналога.

Марина ТРЕТЯЧЕНКО.

КОММЕНТАРИЙ

Ирина Ханюкина, исполняющая обязанности начальника управления здравоохранения департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельска, Ольга Терешина, специалист управления здравоохранения департамента здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельска:

- Практика такова, что врач выписывает препарат с международным названием, не привязываясь к торговому. По закону, врач имеет право выписать все то, что одобрено Минздравом. Принципиально, чтобы препарат имел лицензию и соответствовал показаниям пациента. Ни одного случая, чтобы врач поддался воздействию рекламы лекарственного препарата, выписал его больному, а тому стало хуже, мы не знаем. Все остальное - кто за что получает деньги - это на уровне слухов.

Если речь идет о льготном лекарственном обеспечении, по правилам, выписывается то, что дешевле.

***

В Архангельске нет ни одной инстанции, которая бы следила за тем, препараты каких фармацевтических компаний реализуются в аптеках города. Нет сведений, какие зарубежные фармкомпании на сегодня являются лидерами по продажам отдельных препаратов. Нет также ответа на вопрос, каких лекарств реализуется больше - отечественных или импортных. В департаменте здравоохранения мэрии припоминают на сей счет только общероссийский показатель: 40 процентов раскупаемых препаратов - российского производства, 60 процентов - импортные. В обязанности департамента входит курирование аптек, однако на деле занимаются по большей части вопросами лекарственного обеспечения льготников. В Росздравнадзоре дают только список аптечных сетей, которые имеют лицензию на торговлю лекарственными средствами. А чем там торгуют, кто в ответе за рекламу препаратов и прочее - вопросы, говорят нам, коммерческие.


Похожие новости

Последние новости