Выставка получилась похожей на мастера, тихой и милой. В мрачноватом масле творческое одиночество, в графике пластика ювелира. В женских портретах - глаза и жизнь. Не красавица-кукла, а неземное существо с тонким и непонятным мужскому сознанию внутренним миром. Женщин Федоров по-своему боготворил. Видимо, от этого и ювелирное искусство. Оно же по сути своей женское.
Были, наверное, и просто серьги и броши, которые не для кого. Но наверняка мастер всегда имел в виду конкретную женщину, это чувствуется. Но вообще, дамы, ставшие счастливыми обладательницами украшений от Федорова, неизменно намекали, что выбранные ювелиром форма и камни всегда точно совпадали с их внутренним самоощущением. И расставаться даже ненадолго с федоровским серебром, созданным "под тебя", сложно. Оно будто продолжение тебя, как цвет глаз или выражение лица. Видимо поэтому серебряных украшений на выставке немного.
То, что собрано в зале под стеклом, поражает естественностью и природной самостийностью. Неровность, ассиметрия, изломанность линий, даже некоторая дикость металла, усеянная броскими самоцветами, позволяет представить тихого Федорова изнутри. Видимо, спрятанный там буйный нрав, мощь и неуемность именно здесь вырываются наружу.
А маленькие ювелирные композиции совсем другие, теплые, юморные и домашние. Смотришь на них и вспоминаешь самого Колю Федорова, с неизменной доброй улыбкой и прищуренным глазом. Морж с моржихой и яблоком - просто звериные аналоги беззаботных Адама и Евы в райском саду. Хоккеист забивает оранжевый мяч в ворота аж двумя клюшками. Мне всегда поднимают настроение серебряные ежи. На развалившихся фигурках все половые признаки, а морды такие умильные, что от улыбки не удержаться.
Только настоящим мастерам дан такой дар: уходя, оставлять нам свою эмоцию.
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА.