Мы решили за комментариями обратиться к главному архитектору области Дмитрию Яскорскому.
- Дмитрий Станиславович, с марта мы не можем получить в мэрии информацию о том, как распределяются земельные участки в городе. У вас такая информация есть? Может, поделитесь?
- К сожалению, мы сейчас с вами в равных условиях. В администрации области тоже нет полноценной и официальной информации о том, как идет жилищное строительство в Архангельске. Хочу подчеркнуть - мы областной центр не выделяем под какой-то особый контроль. Это обычный мониторинг - такую информацию нам дают все муниципальные образования. А вот в Архангельске получить не можем.
- Мэрия вам в такой информации просто отказывает?
- Прямых отказов нет. Скорее отговорки - это сложно сделать, большой объем информации. Хотя понятно, что это не так - ведь сейчас все компьютеризировано.
- Такие проблемы с информацией о городской земле были всегда?
- Нет, когда мы готовили в новой редакции областной градостроительный кодекс еще в 2003 году, предусмотрели меры специального архитектурного надзора за рядом ценных территорий. Ведь неправильно построенное здание - это ошибка, которую уже не исправить. Тогда ошибки мы имели возможность исправить еще на уровне подготовки предпроектной документации. Но так, повторюсь, было с 2003 года и до 1-го января 2005 года. С этого момента стали действовать новые положения. Градостроительного кодекса Российской Федерации. Оказалось, что Градостроительный кодекс Архангельской области противоречит этому федеральному документу. Стали готовить новую редакцию областного закона, в которой предусматривалась прозрачность всей градостроительной политики муниципальных образований области.
- Помнится, этот закон принимался на сессии облсобрания осенью прошлого года и вызвал много споров.
- Да, особенно активизировался мэр города Александр Донской. Он высказал категорическое несогласие с этим документом в своем выступлении на сессии в части города Архангельска. А перед сессией он собрал депутатов облсобрания от города и просил их голосовать против этого закона. В результате закон не был принят, его отправили на согласительную комиссию. И комиссия вычеркнула город Архангельск из списка, а другие муниципальные образования остались. От них мы имеем полную информацию.
- В результате власти Архангельска в городе с землей могут делать, что хотят, и они никому неподотчетны?!
- По крайней мере, местное самоуправление у нас не входит в структуру органов государственной власти и имеет соответствующую автономию. Но не надо забывать, что есть прокуратура, если она потребует информацию, то ей не откажут.
- Все-таки не очень здорово каждый раз обращаться за информацией в прокуратуру!
- Конечно. Тем более что эта информация нам необходима для работы. И еще не надо забывать, что от закрытости мэрии страдают заказчики. Дело в том, что для крупных объектов необходимо заключение независимой государственной вневедомственной экспертизы. Делает ее уполномоченное областное государственное учреждение. Заказчик там появляется, когда проект уже готов. Бывают случаи, когда приходится подписывать отрицательные заключения. Это означает, что проект надо переделывать. Для этого нужны деньги и время. А так, имея информацию, мы могли бы предотвратить такие ошибки.
- Но в Архангельске ведь сейчас нет даже генерального плана. Кто что придумает, то и строит. Как такое возможно?
- Слава Богу, что, наконец, в мэрии принято решение о разработке нового генерального плана. В текущем году будет отобран на конкурсной основе подрядчик. Земельный и градостроительный кодексы, действующие в Российской Федерации, требуют, чтобы во всех населенных пунктах застройку вели, строго соблюдая правила землепользования и застройки. Для этого необходимо принять генплан и эти самые правила. 16-го октября глава администрации области Николай Киселев подписал распоряжение, в котором рекомендовал главам муниципальных образований сделать это в ближайшее время. Данным распоряжением предусмотрены и меры государственной поддержки из областного бюджета муниципальным образованиям на эти цели.
- Губернатор может только рекомендовать? А стукнуть кулаком по столу?
- Не забывайте, что у нас местное самоуправление отделено от государственной власти. Если хотите - издерж-ки демократии...
- Но тогда, видимо, федеральный центр должен как-то проявить власть...
- Уже известна дата, когда кончится жизнь без правил, - это первое января 2010 года. Тогда вступят в силу запреты в градостроительном и земельном кодексах на отводы земельных участков без правил землепользования и застройки. Наличие такого документа - это приговор чиновникам, которые действуют, скажем мягко, не в общественных интересах. Документ, образно выражаясь, снимает штаны с тех чиновников, которые эту информацию используют не только в интересах местного самоуправления. Он делает информацию открытой, доступной и должен дать полную картину о том, где, как и что можно строить. Но сейчас главы не торопятся с разработкой генпланов и правил землепользования и застройки еще и потому, что к 2010 году у многих кончится выборный срок, придут новые, а с них, как говорится, взятки гладки.
- Удобно!
- Удобно... Но все же здесь возникнет коллизия с федеральной властью. Сейчас застройка активно будет идти через национальный проект "Доступное и комфортное жилье". И здесь не должно быть морально устаревших генпланов. У нас в области около четырех тысяч населенных пунктов и только 268 имеют хоть какую-то градостроительную документацию. Всю эту документацию придется обязательно привести в порядок...
- Дмитрий Станиславович, как вы относитесь к принятию закона, по которому с 1-го октября все земельные участки будут выделяться через аукционы?
- Это вполне оправдано, если речь идет об участках, которые пользуются повышенным спросом. Это положение мы прописывали еще в областном законе, который был принят в 2003 году. Такие участки непременно должны идти через торги. Если этот закон у нас нарушался, это уже вопрос к прокуратуре - она должна отслеживать выполнение законодательства. И все же - все участки пускать только через аукционы - считаю это абсурдом. Нелепо, если государство само у себя будет выкупать участки для строительства социального жилья. По этому поводу мы подготовили поправку в земельный кодекс. Получили поддержку более 20 регионов. Наши уточнения вошли в поправки, планируемые в этом году в земельный кодекс РФ, - теперь строительство социального жилья будет вестись без аукционов. Необходимы, считаю, и другие уточнения и поправки - об этом говорят многие специалисты.
- И все же вернемся к началу нашего разговора. Есть надежда, что в ближайшем будущем мы, горожане, сможем получить официальную информацию о том, кто и что строит в нашем городе?
- Я уже сказал, что данная информация крайне необходима в нашей работе, и не сомневаюсь, что ее получим официальным путем...
Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО.