Напомним, что первый год своей работы в качестве мэра Донской боролся с горсоветом. Достаточно полистать архив новостей мэрии, чтобы в этом убедиться. Судя по некоторым признакам, это противостояние завершилось победой мэра.
Дальше - больше. Скандал на сессии областного Собрания, когда Донской в ультимативной форме требовал выделить деньги для областного центра, не особо стесняясь в выражениях. Депутаты подобного тона не поняли и не приняли, что вылилось в публикацию "черных списков" в некоторых местных изданиях.
Примечательно, что о компромиссе почти никогда не вспоминалось - "кто не с нами, тот против нас!" Речь не об идеях мэра как таковых. Инициативы у Донского порой действительно бывают, как минимум, небезынтересными. Речь идет о людях, которые пытаются понять, что стоит за этими идеями. Однако даже попытки общественной экспертизы воспринимаются как происки врагов. Мнений, соответственно, есть два - мэра и неправильное.
Есть и еще один фактор - "война все спишет". Громкие "боевые действия" в информпространствах позволяли без труда ретушировать провалы в реальной работе.
Но резвиться на местном уровне бесконечно просто не возможно. Пиар, как наркотик - для достижения требуемого эффекта требуется постоянное увеличение дозы.
Ненароком пнув министра регионального развития Владимира Яковлева и анонимных федеральных чиновников, мэр собрался баллотироваться в президенты, то есть "прошибать головой кремлевские стены". Как и следовало ожидать, врагами стали те, кто эту инициативу не понял и не поддержал. В первую очередь, глава областной администрации.
Дальнейшее было вполне предсказуемо. Кто следующий по вертикали власти? Полпред. Если верить Александру Викторовичу, звонок с угрозами был еще в ноябре. Два месяца мэр об этом не вспоминал. Время пришло только теперь.
В пресс-службе полпреда отказались комментировать это высказывание Александра Викторовича. В ответ на нашу просьбу пресс-секретарь полпреда Анна Дягилева так и сказала: "Никаких комментариев не будет!"
Менее логичным выглядит в этой ситуации поведение прокуратуры. По крайней мере, внешне. Никто не спорит, в последние годы работа областной прокуратуры стала более эффективной. Во всяком случае, "око государево" намного охотнее реагирует на критические статьи в СМИ, жестче контролируется и исполнение федеральных законов.
И тем более досадны нынешние неувязки и откровенные проколы в ходе следствия, которые, благодаря пресс-службе мэрии, тут же становятся достоянием гласности. И, естественно, бьют по авторитету прокуратуры. Вызывает и откровенное недоумение несоответствие степени тяжести якобы имеющегося нарушения законов и сил правоохранительных органов, брошенных на расследование. Такое внимание силовиков было бы понятно, если бы в области громких, общественно значимых преступлений было мало. Но достаточно вспомнить убийство депутата северодвинского горсовета Алексея Прокофьева, до сих пор не раскрытое. Почему-то это расследование ведется с меньшим усердием, по крайней мере, внешне. А нападение на советника губернатора Александра Преминина?
Удивляет, откровенно говоря, некая избирательность в действиях силовиков. Уж сколько было шуму по поводу внесения региональной администрацией поправок в областной бюджет-2004 "задним числом", то есть в следующем календарном году. Да и суммы там были немалые - в общей сложности набралось 473 миллиона рублей. Однако каких-либо практических последствий скандал не получил, хотя дело и дошло до Верховного суда РФ.
Впрочем, чего далеко ходить - достаточно вспомнить тот же Бревенник. О нарушениях конституционных прав человека на острове твердят уже не только депутаты, но и представители федеральных надзорных органов. Однако прокуратура упорно не находит оснований для возбуждения уголовного дела. И не будем вспоминать о разных любопытных нюансах с выделением земельных участков, сбором денег на реконструкцию Чумбаровки, ремонтом городских дорог или распределением мест в детских садах.
Мы можем только догадываться, чем вызваны весьма активные действия по поиску фальшивого диплома у региональных силовиков. Может быть, это как-то связано со словами губернатора, который на одном из совещаний поставил перед силовиками задачу - "держать руку на пульсе"...
Другой вопрос, что в демократическом обществе любое избранное должностное лицо даже после тени подозрения в нечестности уходит в отставку. Либо самостоятельно, либо после намеков общественности. Донской, судя по его высказываниям, о подобном варианте даже задумываться не хочет. Что ж, это его право. Право избирателей - вспомнить об этом на выборах.
Хотя, опять же, можно вспомнить и красивые слова Александра Донского о наличии у него совести. Помните, сразу после выборов он обещал: "Если я не буду справляться со своими обязанностями - через год подам в отставку". Мерилом оценки тогда он назвал именно свою совесть.
Гонимый, если угодно - репрессированный, "за какой-то там диплом", Донской в глазах избирателей выглядит более привлекательно, чем неумеха, который с упоением строит эшафоты для снеговиков, но при этом не может наладить, скажем, нормальное водоснабжение на Бревеннике. Не до реальной работы мэру, некогда ему - то проверяющие ходят, мешают, то на допросы в прокуратуру бежать надо.
Похоже, до этого додумался и сам Донской. Во всяком случае, его открытое письмо президенту - это не просьба о помиловании. И уж тем более не жалоба на Клебанова, несмотря на многочисленные проклятия на головы бюрократов, которыми наполнен этот текст. Это некая заявка на приватизацию "героического" образа мученика.
Между тем, далеко не факт, что имя Донского окажется внесенным в избирательный бюллетень. Довольно жесткое предвыборное законодательство РФ написано так, что позволяет отсеивать от участия в выборах людей случайных.
Может быть, именно об этом стоит подумать тем, кто затеял этот скандал. Ведь если попытаться взглянуть объективно на ситуацию, то на родине председателя ЦИКа Вешнякова буквально "закатали под асфальт" двух людей, которые только заявили о намерении выдвинуться в президенты. Один - под следствием, другой - в "психушке".
Возможно, подобное административное рвение и требуется в рамках суверенной демократии. Теперь вряд ли появится третий "несанкционированный" кандидат.
Андрей МУРАШОВ,фонд Перспектива,www.arhperspectiva.ru