Во времена моего детства трубочисты на архангельских улицах были явлением заурядным. Конечно, не те, андерсеновские, в цилиндрах, но тоже колоритные и вызывающие восторг. Они обходили дома на своем участке по кругу. Почистили дымоходы в последнем, пошли в первый. Немудреный инструмент в ведре и белозубая улыбка на черном от сажи лице. Они знали все тонкости: как на крышу влезть и удержаться, как тяжеленным шипованным шаром почистить дымоход, не повредив кладку. Но трубочисты пропали вместе с детством. Как и мастеровитые печники с корытом глины на веревке, со стопкой кирпичей на санках.
А без этих значимых фигур деревянный дом из жилья очень быстро превращается в угрозу жизни. Без постоянного осмотра и ухода печи начали рушиться и рождать пожары. Кирпичные кладки уже несколько лет разваливаются на глазах испуганных хозяев. Вот только несколько случаев прош-лого года. Апрель: Ломоносова, 174 - обрушение печи, эвакуация жильцов. Сентябрь: Ломоносова, 200 - дымоход печи рухнул, кирпичами завалило кухню и туалет. Октябрь: Ломоносова, 17 - печь раскололась пополам от пола до потолка.
О пожарах и говорить нечего. Дома из-за печей пылают постоянно. Чаще всего из-за нечищеных дымоходов. Жизненный опыт и ГОСТы показывают, что чистить их надо не менее одного раза в квартал. Но делать это некому. Повывелись в Архангельске трубочисты. Жизненно необходимая специальность непристижная и малооплачиваемая. Печников тоже почти не осталось. Ни текущие, ни капитальные ремонты делать некому. В трещины между кирпичами летят искры, каждая из которых готова полыхнуть пожаром. Неисправные печи легко могут разлететься во время топки, и дом загорится.
По данным пожарных, в Архангельской области ежегодно восемь процентов от всех пожаров провоцируют печи. В январе прош-лого года из-за печек случились 74 пожара. В январе нынешнего - только 27. Месяц случился по-весеннему теплым и этим спас многих. Но наступили холода, пожаров стало больше. Только 22 и 23 января случились 12 пожаров, и пять из них из-за печей. Огонь, вырвавшийся из неисправной печи, уносит жизни, здоровье, драгоценные квадратные метры, имущество. Но за это, по большому счету, никто даже ответственности не несет.
Ну, нет у нас денег на печников и трубочистов. Кто в этом виноват? Кого должна заботить судьба потенциальных погорельцев в наполовину деревянном городе? Уж конечно не городскую власть. У нее дома из огненных бытовых конструкций только новенькие камины.
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА.