Последняя сессия областного собрания не приняла в первом чтении целевую программу "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2006-2008 годы". Одного голоса не хватило. Очевидцы утверждают, что в момент голосования слуг народа отвлекли. Депутат Силантьев де принес какие-то документы, часть собрания увлеклась чтением, а в это время надо было кнопки нажимать. Нажали не все желающие.
Понятно, что отвлеклись, понятно, что интереса не проявили. Ведь в программе интересы народа представлены. А не олигархов. Народ за лобби заплатить не в состоянии. Поэтому, пройдет документ или не пройдет, в собрании мало кого волновало. Вот на экологии и расслабились. В результате мы остались без программного документа, цель которого - охрана природы и нас с вами. Все мероприятия направлены на то, чтобы легче дышать было, чтобы вода чище стала, чтобы лес и краснокнижников сохранить.
Теперь много чего не удаст-ся сделать. Следующее голосование будет только на апрельской сессии. Но это лишь в первом чтении. Даже если примут в первом, то второе лишь в мае. А только принятие во втором чтении дает старт для многих мероприятий. Только тогда можно будет объявить конкурсы на выполнение каких-то работ. А после объявления конкурса надо ждать еще 45 дней. И лишь тогда выбирать исполнителей. Так что даже в лучшем случае все лето у нас потеряно.
Нас будут травить, а у нас не будет официальных данных, кто и чем это делает. И особых претензий не предъявишь. Потому как различные экологические мониторинги можно доверить какой-то лаборатории лишь на конкурсной основе. И на мероприятия по сокращению сбросов и выбросов без программы денег не получишь. Решение проблем усыхающих лесов, что по оценкам ученых уже не проблема даже, а ката-строфа, тоже невозможно. По той же причине. Конкурс должен определить, какое учреждение станет этим заниматься.
Разработка проектов строительства и реконструкции жизненно необходимых канализационных коллекторов в Маймаксе, Новодвин-ске, Северодвинске, Котласе и других городах области, ремонт очистных на Хабарке, в Плесецке, Матигорах, - все это тоже будет ждать принятия программы и окончания конкурсных сроков. И все проекты, направленные на обеспечение населения области чистой водой, на улучшение ее качества. Это и бурение скважин, и строительство водопроводов, и установка обеззараживающего оборудования. Также легли в долгий ящик утилизация вредной производственной химии, устройство мусорных полигонов. Нет денег на вывоз, нет и на безопасное хранение. А гадости этой скопилось под носом столько, что уже страшно.
С Красной книгой сложно. На лето были запланированы серьезнейшие экспедиции ученых, чтобы все подсчитать и оценить популяции, исчезающие виды. Денег на экспедиции теперь уже точно не успеть получить. Нынешнее лето в этом смысле пропало. Проведение конкурса научно-исследовательских работ имени М. В. Ломоносова по проблемам окружающей среды тоже, скорее всего, сорвется. Не будет и экологических лагерей для школьников.
Кроме того, из-за непринятия программы мы уже потеряли и можем потерять немалые средства, выделяемые из внебюджетных источников. Очень часто различные фонды и организации, давая согласие на субсидирование какого-то полезного мероприятия, ставят условие долевого участия бюджета. Причем деньги должны прийти в строго определенный договором срок. Если этого не происходит, фонды снимают обязательства и с себя. Реконструкция котельной в Онеге, к примеру, должна была идти именно на условиях софинансирования с НЕФКО. Программа не принята, деньги из бюджета не поступят. НЕФКО тоже денег не даст.
Депутаты отвлеклись. Не хватило всего одного голоса.
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА
КОММЕНТАРИИ
Михаил БУСИН, начальник ГУ МЧС РФ по Архангельской области:
Я удивлен, что программу не приняли. И обеспокоен. Это какое-то недопонимание депутатов, зарубивших документ. Это минус их работе. Может, это чьи-то обиды? Но ведь на всех денег не хватит. Надо брать самое основное поначалу. Мы на стольких пороховых бочках сидим. Их обезвреживание требует особых мер и средств. Комитет по экологии советовался с нами. Мы дали рекомендации, они включены в программу.
Вот взять хотя бы ртуть, 900 кг за последние годы собрали отовсюду. Это же ужас! А на ее утилизацию денег у области нет. Мы пока берем проблему на себя, потому что здоровье людей под угрозой. А не должны. Избавление школ от вредных химикатов тоже взвалили на себя. А что делать, надо людей спасать. Но ведь у нас ни специальных хранилищ нет, ни лицензий. Вот на днях пошел по городу странный неприятный запах. А что это, откуда, каков состав - не понять и не измерить. Приборов нет. А костюмы, в которых со ртутью работаем? Они же для этих работ не годятся. Рискуем специалистами.
А хлорные баллоны? 600 их на сегодняшний день взято на учет. Но цифра может увеличиваться. Просто так баллоны не складируешь. Их утилизировать надо по особой схеме, чтобы ни люди не пострадали, ни природа. Очень опасен хлор. Но денег на это нет. А в программе деньги на утилизацию вредных отходов заложены. Если, не дай Бог, баллоны приведут к катастрофе, денег понадобится больше в разы.
И так, чего ни коснись.. Если что-то произойдет, надо в эпицентр тех депутатов, что не приняли программу, отправить. Пусть в глаза пострадавшим людям, детям, старикам посмотрят. Ответят на их вопросы.
Татьяна ДОЛГОЩЕЛОВА, председатель комитета по экологии администрации Архангельской области:
Программа не принята. Конечно, расстроилась. Мы старались учесть в ней все, что помогло бы улучшить экологическую ситуацию в области. Ведь экологических программ в других субъектах федерации практически не существует. Нашли всего две. Так что и опереться-то было почти не на что.
Не знаю истинных причин. Могу только гадать. Кому-то не понравилось, что коммунальные объекты включены в программу по экологии. Но ведь объекты ЖКХ так тесно переплетены с экологией, что разделить их невозможно. Природа страдает и от дырявой канализации в том числе. А чистота воды в домах от водопровода зависит. Котельные отравляют воздух. Без очистных нельзя говорить ни о безопасности рек, ни о здоровье человека.
Пять районов не вошли в программу со своими проблемами. Может быть, некоторых депутатов это обидело. Но программу надо было составлять в сжатые сроки, чтобы она начала работать как можно быстрее. А районы, как мы ни просили, не присылали необходимых документов. И в результате опоздали.
Так или иначе, программу не приняли. Это значит, что деньги на мероприятия по экологии не выделяются. А мероприятия жизненно необходимые. Мы не можем ни мониторинги заказать, ни исследовательские работы. А значит, не будем знать ни о вреде, наносимом окружающей среде, ни об экономических потерях от этого. В результате и штрафы за нарушения брать не сможем.
Эрнест Белокоровин, председатель комиссии по экологии областного Собрания:
- Думаю, что депутаты не проголосовали за программу не потому, что кто-то их отвлек. Так всегда бывает, когда дело касается денег. Многие депутаты захотели внести в программу свои проекты. Но надо понимать, что программа не безразмерна. Мы определили шесть основных направлений, по которым и будем работать. Конечно, программа будет принята, но время уже упущено, ведь многие экологические проекты рассчитаны на лето.