"К 2009 году мы можем стать настоящей "алмазной провинцией"

0 0

 "К 2009 году мы можем стать настоящей "алмазной провинцией" - Как сложился для вас этот год, какие задачи удалось решить?

Евгений Валуев:

- На сегодня главная задача - вывести на проектные показатели производство, которое было запущено в прошлом году, а вторая задача - приступить к строительству второй очереди комбината производительностью 5,6 миллионов тонн руды в год. Работа идет в плановом порядке. Возникли, правда, сложности - никто не ожидал таких погодных условий, поэтому проверили на прочность обогатительную фабрику - на ее способность работать при низких температурах, до -46, 47 градусов! Применяем новые, необычные для нас технологии. В этом году, например, пришлось применять даже взрывание, поскольку очень сильно промерзла верхняя часть массива, и экскаваторы не смогли брать грунт.

- Как вы выстраиваете отношения с местным населением? Ведь любую крупную компанию, пришедшую в регион, люди воспринимают настороженно. Их можно понять - они еще никогда не ощущали, чтобы их жизнь от этого улучшилась.

Евгений Валуев:

- Вся история "Севералмаза", а до него еще и "Поморалмаза", - история изменения отношения местного населения к проекту по мере его реализации. На начальном этапе население было категорически против любого вида строительства - люди беспокоились, что будет нарушен их традиционный уклад жизни. В первую очередь это жители деревень, находящихся ближе других от комбината: Верхняя и Нижняя Золотицы. Но с некоторых пор, когда у поморов, жителей побережья, коренным образом изменилась жизненная ситуация: возникли проблемы с топливом и стало сложно выбираться, а все виды производств стали убыточными, в первую очередь из-за транспортной составляющей, - их отношение к нам изменилось. Девяносто процентов населения выступило за строительство.

Сейчас, когда первая очередь комбината заработала, появились новые требования к нам. На самом деле эти требования во многом справедливы, но их надо выдвигать не "Севералмазу", а администрации области. Потому что ухудшение уровня жизни поморов - следствие деятельности не нашего комбината, а вообще ухудшения экономической ситуации в области. Мы по мере возможности помогаем Приморскому району в рамках того договора о социальном партнерстве, который заключаем каждый год с местной администрацией. Там конкретно указаны объекты нашей помощи. На этот год сумма в договоре достигла трех миллионов рублей.

Другой вид помощи - предоставление рабочих мест. Сейчас в числе работников шестьдесят пять человек только из Приморского района, мы обучили несколько молодых ребят. А вообще, конечно, нужно помогать местным жителям на областном уровне наладить жизнь, основы своего благополучия. Необходимы проекты по занятости местного населения. Есть планы построить завод по разведению семги на реке Золотица. Это предмет ближайшего обсуждения.

- Прокомментируйте, пожалуйста, действительно ли на месте поселка Светлый будет разрабатываться новый карьер?

Евгений Валуев:

- Поселок Светлый - это поселок "Севералмаза", в котором живут наши работники во время вахты. Но он попадает в зону карьера - на этом месте вскоре будет выработанное пространство. Поэтому, естественно, поселок будет весь ликвидирован и в ближайшем будущем построен новый, большой.

- Мы были на Ломоносовском месторождении и убедились, что сейчас экологические потери минимальные. Но, наверное, экологическая проблема одна из самых болезненных. Можете вы сказать, что через пятьдесят лет ландшафт мест разработок не изменится?

Сергей Безбородов:

- Новый проект, подготовленный нами и уже прошедший согласования и государственную экологическую экспертизу, подразумевает проведение постоянного экологического мониторинга в зоне действия компании. Проект экологического мониторинга был подготовлен институтом Геоэкологии при Академии наук РФ. Периодически совместно с институтом Геоэкологии мы проводим комплексный анализ экологической обстановки, в том числе с использованием космических снимков. Мы очень серьезно относимся к этой проблеме. А ландшафт может измениться только в месте самого карьера. Но и это решается: одна из важнейших частей экологического проекта - рекультивация.

- Говорят об открытии новой трубки в Мезени, так ли это?

Сергей Безбородов:

- На этой аномалии, действительно, был вскрыт кимберлит - на глубине в пятьдесят шесть метров. Скважину прошли до глубины в двести метров - с пятидесяти шести по кимберлиту. Отобрали полторы тонны этой породы, но еще пока не отработали. Сейчас бурится вторая скважина - она тоже на глубине порядка шестидесяти метров вскрыла кимберлит. По завершении бурения этих скважин будем организовывать работы по обогащению проб с тем, чтобы получить результат - есть там алмазы или нет. Пока скажу, что надежды реальны...

- Сколько все же налогов получит именно бюджет архангельской области? Бытует мнение, то львиную долю налогов получит чуть ли не Якутия.

Евгений Валуев:

- Это неправильно! Компания зарегистрирована в поселке Светлый Приморского района, поэтому все налоги останутся здесь! Другое дело, непонятно, где именно - эти вопросы связаны с реформой самоуправления, и возникают моменты, которые надо до конца понять. Потому что Светлый - это не административное подразделение, а вахтовый поселок. Но в любом случае налоги останутся в пределах архангельской губернии, по крайней мере та часть, которая положена по законодательству. Так что никаких опасений здесь быть не может. Как крупный налогоплательщик, наше предприятие будет ежегодно давать в бюджет около пятидесяти миллионов долларов, которые в свою очередь пойдут и в местные бюджеты.

- Кому собираетесь продавать алмазы и, вообще, спрос на них есть?

Сергей Безбородов:

- Сегодня в России достаточно много предприятий, которые обращаются с вопросом, когда же можно будет у нас приобрести алмазы. Сегодня вопрос реализации алмазов еще остается открытым, мы, тем не менее, подали в соответствии с законом заявку на получение квот для реализации продукции. Реализовывать будем как за рубеж, так и внутри страны.

- А насколько вас устраивает уровень огранки алмазов, который достигнут в Северодвинске? Не отстает ли он от мировых образцов?

Сергей Безбородов:

- Сегодня на МП "Звездочка" создано ограночное предприятие, оснащенное по последнему слову техники. С очень высоким уровнем организации, с великолепным новейшим оборудованием и с достаточно подготовленными кадрами. Кстати, при участии смоленского завода "Кристалл" - одного из ведущих в России. Поэтому перспективы развития у "Звездочки" есть - огранка у них, мы знаем, хорошая. Другое дело, что они испытывают как раз большие сложности именно с получением сырья и, особенно, хорошего сырья для того, чтобы выпускать хорошие изделия. Мы же будем работать со всеми огранщиками на коммерческой основе.

- Существует ли у вас кадровая проблема? Как ее решаете?

Евгений Валуев:

- Кадровая проблема, я думаю, существует во всей горнодобывающей отрасли, в том числе у нас в "Севералмазе". Связано это в первую очередь с тем, что в последнее время у нас в стране подготовили огромное количество бухгалтеров, финансистов, юристов. А горнодобывающему предприятию нужны маркшейдеры, горняки, технари, а их очень мало. Мы ее решаем по-разному , в частности приглашаем специалистов из других регионов - из Якутии, Мурманской области. Кроме того, полным ходом готовим своих специалистов в АГТУ на новой кафедре "Открытые горные работы".

- Кто в Москве из чиновников и в Госдуме помогает решать "алмазные" проблемы?

Евгений Валуев:

- А нам не требуется сегодня никакого сильного лоббирования. Можно поговорить немного о другом - о том, как государство относится сейчас к проблеме развития минерально-сырьевого комплекса. Мы с Сергеем Михайловичем только что были в Москве на конференции "Недра - 2006", и там эти вопросы поднимались очень остро. Авторитетные специалисты однозначно говорят о том, что сегодняшняя государственная политика в этом отношении недальновидна. Основная идея - урвать сегодня, не думая о завтрашнем дне. К счастью, пока удалось отбить на всех уровнях новую редакцию закона "О недрах", и мы надеемся, что закон в том виде, в котором он существует сегодня, принят не будет. Основная идея нового закона, лоббируемого Министерством природных ресурсов, продажа недр, а не развитие недропользования. И это относится ко всем добывающим предприятиям.

- И все же, когда наша область ощутит, что она "алмазная провинция"?

Евгений Валуев:

- Я думаю, что она уже это ощущает. Но еще более глубокое осознание придет, когда мы построим вторую очередь комбината. Случится это в 2009 году. Вообще, все сейчас говорит о том, что архангельская алмазоносная провинция очень перспективный район по обнаружению новых месторождений. Важно, чтобы геологи и геофизики правильно обрабатывали результаты геофизических съемок. Кстати, сегодня "Севералмаз" имеет, помимо лицензии на отработку именно Ломоносовского месторождения, три лицензии, связанные с поиском месторождений полезных ископаемых, и две лицензии на поиски алмазов.

Беседовал Александр КОЖЕВНИКОВ.


Похожие новости

Последние новости