Деревянные храмы Русского Севера, увиденные глазами английского фотографа Ричарда Дэйвиса, представлены на выставке в Санкт-Петербурге. Она открылась в рамках фестиваля христианского кино «Невский благовест». Мастер снимает деревянные храмы и часовни Архангельской и Вологодской, Мурманской и Ленинградской областей, а также республики Карелия.
«Когда десять лет назад мы начали ездить по русскому Северу, церкви были заброшены. Сейчас что-то начало сдвигаться, появились люди, которые ухаживают за храмами. В результате путешествий появилась книга, которую тепло встретили в Англии, Америке, Австралии, где даже не подозревали русских шедеврах деревянного зодчества», — рассказал автор выставки.
Мастер считает себя последователем художника и иллюстратора русских народных сказок Ивана Билибина, который в 1902 году отправился в Вологодскую область. Он изучал местные ремесла и быт, делал зарисовки и фотографии деревянной архитектуры.
Через сто лет на почтовых открытках Дэйвис увидел рисунки Билибина. Вместе с преподавателями и студентами исторического факультета СПбГУ он отправился по следам художника. И уже десять лет снимает северные церкви, считая, что принадлежит к последнему поколению, которое еще может их увидеть. Фотолетопись фиксирует суровую и аскетичную природу. Современность и вечность, прошлое и настоящее, разрушение и созидание тесно переплетаются в его творчестве.
«Ричард нашел в Англии людей, которые готовы платить за реставрацию разрушенных памятников зодчества русского Севера. Давайте найдем таких людей и у нас!» — обратился к первым посетителям выставки ее куратор Александр Попов, спутник Ричарда Дэйвиса в поездках.
Несколько лет назад Ричард Дэйвис и Матильда Моретон издали в Лондоне книгу-результат своих поездок по северным деревням «Деревянные церкви: путешествия по Русскому Северу». «Помещенные в ней фотографии, сделанные с большой любовью, мастерством и пониманием архитектуры, показывают, сколь прекрасно, разнообразно и неповторимо по своим формам это гибнущее наследие, сколь органично деревянные храмы вписываются в пейзаж, нередко являясь его топографическими и духовными центрами. В тоже время на многих фотографиях запечатлено бедственное положение немногих церквей, которые еще уцелели. А М. Моретон рядом с фотографиями помещает путевой дневник, попутно показывая истоки трагедии, все еще неосознанной большинством наших соотечественников и почти неизвестной за пределами России. Этот альбом — сигнал беды и одновременно вклад английского фотографа-энтузиаста в книгу памяти об этой исчезающей странице русской и мировой культуры», — сказал петербургский искусствовед, реставратор, специалист по древнерусской архитектуре и искусству Михаил Мильчик.
Пресс-служба Архангельской епархии