Как сообщает официальный сайт партии «Единая Россия», из интервью Председателя Высшего совета партии «Единая Россия», Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова:
- Борис Вячеславович, по итогам выборов в декабре 2007 года состав
Государственной Думы обновился весьма значительно. Как это повлияет на работу
палаты? Государственная Дума прошлого созыва многое сделала для развития
дорожной отрасли, не изменится ли отношение депутатов к этим вопросам теперь?
— И парламентские выборы прошлого года, и президентские выборы этого года были
очень важны для страны. На них решался главный вопрос — вопрос преемственности
проводимого курса. Подавляющее большинство избирателей высказалось в его
поддержку. Стабильность развития России теперь гарантирована двумя победами:
победой «Единой России», во главе списка которой стоял Владимир Путин, в
декабре и победой Дмитрия Медведева, кандидата от «Единой России», в марте.
Да, депутатский корпус существенно обновился, даже, несмотря на то, что все
четыре партии, прошедшие в Думу, уже работали в прошлом созыве, имели фракции.
Во внутреннем порядке работы также есть некоторые организационные изменения -
например, в перечне и руководстве думских комитетов. Но устойчивое, конституционное
большинство
- Выступая на заседании Госсовета 8 февраля, В.В. Путин отметил, что стране необходимо дальнейшее строительство новых и модернизация действующих дорог, вокзалов, портов, аэропортов, электростанций и систем коммуникаций. А с чего начать — со строительства или с модернизации? Не будут ли распылены силы и средства, если одновременно взяться за то и другое?
- Перед Россией в XXI веке стоят настолько масштабные задачи и настолько серьёзные вызовы, что мы просто обязаны делать всё одновременно и при том эффективно. Мы не можем, развивая экономику, на время забыть о социальной сфере. Мы не можем, повышая доходы граждан, наносить ущерб устойчивости экономики.
Когда
речь идет о такой большой стране, как Россия, об обеспечении её быстрого
развития — в качестве безусловного приоритета должны рассматриваться задачи и
модернизации, и создания новых объектов инфраструктуры, включая, конечно, и
дороги. Именно такой подход заложен в Стратегии-2020. Если реализацию этой
стратегии условно разделить на несколько этапов, скажем, на три четырёхлетки,
то развитие инфраструктуры должно во многом определять содержание первой из
них.
- Как Вы оцениваете текущую ситуацию с дорогами? Насколько серьезными Вы
считаете существующие проблемы?
-
За последние годы многое сделано для развития дорог России, есть успехи,
появились позитивные тенденции и в плане финансирования, и в вопросах
применения новых технологий строительства, и в реализации масштабных проектов.
Но проблемы в отрасли, действительно, остаются очень серьёзными. Нехватка одних
только автотрасс, по различным оценкам, обходится нашей экономике в
колоссальные суммы: от 3 до 6 % валового внутреннего продукта ежегодно. То есть
речь идет, как минимум, о триллионе потерянных рублей. В числе других проблем -
недостаточное качество автомобильных трасс, что обходится стране не только в
миллиардные убытки, но и в тысячи потерянных жизней.
Отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры тормозит экономическое и
промышленное развитие и отдельных регионов, и целых федеральных округов.
Например, промышленные предприятия Урала обеспечены местной железной рудой
всего на 35%, медью — на 20%, энергетическими углями — на 17%. Сырьё приходится
возить за тысячи километров, часто
Именно такого рода ограничения являются сегодня одним из основных препятствий экономического развития. Преодолев существующие инфраструктурные барьеры - проблемы с дорогами, высокими транспортными издержками для производства, нехваткой энергетических сетей, мы снимем одно из главных препятствий в достижении наших стратегических целей. Эти цели — создание инновационной экономики и кардинальное повышение качества жизни людей, а значит, конкурентоспособность России в мире. Я убежден, что у нас есть все условия и предпосылки для решения стоящих перед страной задач.
- Какие меры необходимо принимать в первую очередь и в стратегической
перспективе для развития дорожного хозяйства страны, транспортной отрасли в
целом?
— Очевидно, что нам необходимы долгосрочные, основанные на методах
стратегического планирования и обеспеченные необходимыми ресурсами, программы
развития всех основных видов транспорта. Именно поэтому модернизация транспортной
отрасли является неотъемлемым элементом Стратегии-2020.
Важнейший вопрос — это, как всегда, деньги. Напомню, что депутатскими поправками к бюджету-2007, я был в числе авторов этого законопроекта, были дополнительно выделены 30 миллиардов рублей на дороги. Парламентское большинство будет и в дальнейшем добиваться постоянного роста целевого финансирования строительства и модернизации дорог в рамках федерального бюджета.
С другой стороны, огромные объемы капиталовложений, необходимые для развития транспорта, выводят на первый план задачу привлечения в отрасль частных капиталов. Конечно, государство не может и не должно устраняться от решения инфраструктурных задач. Но в то же время там, где это возможно, должны создаваться максимально благоприятные условия для инвесторов. Сейчас государство финансирует примерно 80 % дорожных вопросов в стране. В перспективе стоит задача увеличить долю частного финансирования по крайней мере вдвое.
- За счет чего можно привлечь частных инвесторов?
- В первую очередь, это четкое понимание, что реализация проектов в рамках
государственно-частного партнерства обеспечена стабильностью государственной
политики и надежностью действующего законодательства. Мы приняли закон об
автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, создали институты развития -
такие как Инвестиционный фонд, приняли закон о концессионных соглашениях.
Безусловно, законодательство должно и будет совершенствоваться — приняты
поправки к закону о концессионных соглашениях, призванные улучшить его
формулировки, устранить те пробелы и неточности, которые выявлены на практике,
в ходе применения закона. Мы ставим и вопрос о повышении эффективности работы
Инвестиционного фонда. По итогам 2007 года из 265 миллиардов рублей
Инвестиционного фонда было израсходовано 30,7 миллиардов — то есть всего 11 %.
Деньги должны работать, а не лежать мертвым грузом, тем более, когда они
призваны помочь осуществлению крупных инфраструктурных проектов, имеющих
значение для всей страны, для успеха Стратегии-2020.
- Борис Вячеславович! Не могли бы Вы сказать несколько слов работникам
дорожного хозяйства, тем, кто своим трудом будет обеспечивать воплощение
стратегических планов?
— Для меня, очевидно, что ваш труд приобретает на новом этапе развития страны исключительно
важное значение. От вашего профессионализма зависит очень многое — и темпы
экономического роста, и повышение качества повседневной жизни граждан,
расширение их возможностей. А значит, решение социальных проблем работников
дорожного хозяйства, повышение уровня оплаты и улучшение условий труда в
отрасли, внедрение новых технологий и новой дорожной техники должны быть
приоритетными задачами. Все они будут в центре внимания парламентского
большинства в Государственной Думе пятого созыва.