РЕФОРМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА: ЗА И ПРОТИВ

0 0

РЕФОРМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА: ЗА И ПРОТИВ

Москва. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты исследования об отношении к проведению структурной реформы на железнодорожном транспорте в сфере грузоперевозок. Данные основаны на материалах глубинных интервью. Целевыми аудиториями выступили представители компаний-грузоотправителей, перевозчиков и операторов, транспортных компаний, отраслевых структур и ассоциаций, научных, экспертных и общественных организаций, а также властей.

По мнению большинства экспертов, значение железнодорожного транспорта в Российской Федерации является первостепенным для экономики страны. Основным аргументом в пользу этого суждения является исключительная роль ж/д транспорта в обеспечении наиболее экономичной и стабильной перевозки грузов и пассажиров на большие расстояния. Так, по словам одного из участников исследования, «Более 50% всего грузооборота, включая трубопроводный транспорт, приходится на железнодорожный транспорт, и более 46% пассажирооборота тоже приходится на железнодорожный транспорт».

Основными факторами, способствующими дальнейшему развитию ж/д транспорта, с точки зрения участников исследования, являются: более активное участие Правительства в судьбе отрасли, привлечением для обсуждения дальнейших путей ее развития всех заинтересованных сторон (грузоотправителей и т.д.). В качестве обоснования один из экспертов указывает на то, что «у нас экономика сырьевая, поэтому возить мы будем ж/д транспортом еще много лет...».

Важнейшими вопросами, стоящими на повестке дня в отношении развития ж/д транспорта нашей страны, эксперты считают: разработку программы модернизации российского ж/д транспорта за счет использования собственных научных достижений и передовых западных технологий и др.; повышение конкурентоспособности ж/д транспорта с автомобильным.

По мнению большинства экспертов, сохранение естественной монополии в железнодорожном транспорте — наиболее эффективная структура управления. В этой части участники исследования указывают на необходимость жесткого контроля со стороны Правительства, разработки критериев оценки деятельности компании, проведение модернизации, гибкое реагирование на запросы экономики и социальную ориентацию.

Реформа ж/д транспорта была необходима, но мнения участников исследования о способах и направлениях её реализации расходятся. Так, часть экспертов поддерживает официальную программу реформирования, направленную на либерализацию, децентрализацию отрасли, введение конкуренции для достижения таких целей, как модернизация, совершенствование управления, повышение эффективности. Другая группа считает, что преобразования должны затрагивать не структуру управления ж/д транспортом, а модернизацию ее технической составляющей и улучшение менеджмента. Что касается подхода к определению стратегической цели реформы, то здесь участники исследования единодушны и признают ключевой целью повышение эффективности работы железнодорожного транспорта для развития экономики страны в целом. Эксперты сходятся во мнении, что реформа ж/д транспорта много обсуждалась на этапе подготовки, однако дискуссия была недостаточно глубокой и профессиональной, не был проведен количественный анализ рисков, не было проведено ни одного расчета последствий реформы, до сих пор отсутствует целевое постреформенное состояние отрасли.

Промежуточные итоги реформы железнодорожного транспорта эксперты в среднем оценивают на 2,5 балла из 5 возможных. В качестве положительных результатов участники исследования указывают на сохранение целостности и работоспособности отрасли в условиях перехода от плановой к рыночной экономике, преобразование МПС в ОАО «РЖД», появление независимых игроков в сфере оперирования грузовых вагонов, повышение объемов частных инвестиций в подвижной состав. Что касается негативных итогов реформы, то здесь упоминаются снижение эффективности работы ж/д транспорта, повышение тарифов, увеличение парка грузовых вагонов, принадлежащих частным собственникам, и снижение эффективности его управления, ухудшение состояния магистральной инфраструктуры.

Участники исследования разошлись во мнениях относительно путей дальнейшего реформирования железнодорожного транспорта. Часть экспертов считает необходимым отказаться от идеи развития конкуренции и частного управления подвижным составом и с наименьшими издержками вернуться к монопольному, контролируемому управлению отраслью. Другая группа опрошенных склоняется к противоположному мнению, считая, что только доведение реформы до логического конца по утвержденному Правительством РФ плану позволит добиться каких-то изменений/ улучшений в отрасли.

По мнению экспертов, в ходе дальнейшей реализации реформы необходимо: снять тарифные ограничения для создания полноценной конкуренции (переход от системы регулирования тарифа по фиксированной ставке к системе установки предельных уровней тарифа), изменить тарифную систему, разработать план строительства железных дорог / развития инфраструктуры (по оценке экспертов, необходимо увеличить сеть минимум на 30%).

Исследование ВЦИОМ проведено в феврале — марте 2010 г. по заказу Института народнохозяйственного прогнозирования РАН среди представителей целевых аудиторий методом глубинного интервью. Всего опрошено 40 экспертов, представляющих 6 целевых аудиторий (представители компаний-грузоотправителей, перевозчиков и операторов, транспортных компаний, отраслевых структур и ассоциаций, научных, экспертных и общественных организаций, властей).


Похожие новости

Последние новости