Двум сторонам необходимо урегулировать все вопросы, связанные с судьбой учебного заведения. Этот вопрос оказался таким болезненным, что вызвал жаркие споры в самом округе. Ситуацию прояснила директор департамента образования области Екатерина Прокопьева.
-Екатерина Владимировна, почему ненецкая школа-интернат стала камнем преткновения в диалоге между областью и округом?
— Дело в том, что когда с января 2009 года мы стали учредителями школы-интерната для детей-сирот имени Пырерки, выяснилось, что из 243 ребят школы только 117 были сиротами. Остальные имели родителей и приезжали туда учиться из отдаленных поселков округа. Однако по федеральному законодательству ни округ, который раньше содержал школу-интернат, ни теперь уже область не имеют права финансировать расходы на проживание и питание родительских детей из региональных бюджетов. По закону «Об образовании» мы можем выделять деньги только на содержание детей-сирот, все остальное- нецелевое использование средств. В частности, расходы на питание должны нести родители или, при желании, муниципалитет.
Конечно, мы стали думать, как решить эту проблему, учитывая, что школа-интернат имени Пырерки- гордость округа. Часть ее учеников- ненцы, и в НАО хотят сохранить национальные традиции старейшего учебного заведения.
Мы много раз встречались с руководством Ненецкого автономного округа и Заполярного района, долго обсуждали разные варианты. Например, перевести родительских детей в другие интернаты на территории района или, наоборот, вывезти детей-сирот в область и разместить их в наших детских домах. Однако любой из этих вариантов не устроил представителей округа и Заполярного района, ведь это привело бы к сокращению численности персонала в школе-интернате, сказалось бы на учебной нагрузке и зарплатах педагогов. Кроме того, было высказано мнение, что детей-ненцев нельзя отрывать от их исторической земли.
-Удалось ли найти компромисс?
— Да, чтобы ни дети, ни взрослые не пострадали от передела полномочий, мы
проанализировали все законные возможности и нашли выход. Дело в том, что по положению о школе-интернате там временно могут содержаться родительские дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. То есть из семей, где родители пьют или потеряли работу, где ребенка воспитывает только мать или отец. Таких в школе-интернате имени Пырерки около 30 человек. То есть, всего мы смогли бы взять на государственное обеспечение 145 из 243 ребят. Причем, на родительских детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, область также предусмотрела в бюджете-2010 около семи миллионов рублей.
То есть мы смогли бы сохранить и коллектив, и детей, которые учатся в школе-интернате, и снизить затраты Заполярного района на содержание остальных ребят.
Мало того, мы приняли предложение, на котором настаивало руководство округа- сделать школу-интернат имени А.П. Пырерки муниципальной и передать Заполярному району полномочия по образованию и воспитанию детей-сирот. То есть, согласились ликвидировать свое государственное учреждение. Такой практики еще нигде не было. Для нас это трудный шаг, ведь мы должны доверить воспитание и образование детей-сирот муниципалитету, который этим никогда не занимался. Но, понимая, как важно для округа сохранить национальную школу -интернат, мы приняли предложение руководства НАО и Заполярного района.
-Власти Заполярного района утверждают, что на содержание такой школы муниципалитету нужно найти более 60 миллионов рублей, и что этих денег нет. Не получилось ли так, что область переложила свою ответственность на чужие плечи ?
— Во-первых, еще
раз подчеркну, что такое предложение сделал нам сам округ.
Однако тревожит другое. Совместное решение о создании муниципальной школы-интерната было принято летом этого года. К ноябрю мы должны были подготовить все документы для ликвидации госучреждения, а Заполярный район — для создания своей муниципальной школы. Однако, как выяснилось, в Заполярье так до сих пор ничего и не сделано. А ведь на создании муниципальной школы настаивал сам округ. Они защищали эту идею, чтобы сохранить и воспитанников и коллектив, а сейчас уже опять ведут речь о том, чтобы перевести родительских детей в другие интернаты района. Мы не можем понять такую позицию, однако вынуждены искать сейчас другие пути решения проблемы, понимая, что воспитанники школы-интерната не должны пострадать ни в коем случае.