Москва. 3 июля в ходе пресс-конференции «Защита водных и лесных объектов» председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова подвела итоги законодательной работы комитета в весеннюю сессию:
— Прежде всего, принят закон, в соответствии с которым будет осуществляться государственная экологическая экспертиза объектов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий. В период строительства олимпийских объектов в Сочи этот закон особенно актуален, что подтвердили сегодняшние решения по ряду объектов.
Приняты поправки в Водный кодекс, усиливающие законодательную защиту источников питьевого водоснабжения. В частности, введены нормы, ограничивающие и запрещающие в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучие населения деятельности, в том числе строительства, во втором и третьем поясах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Кроме того, ужесточается ответственность за превышение разрешенного объема изъятия водных ресурсов из водных объектов — размер штрафа будет рассчитываться исходя из общего размера платы за водный объект, а не ставки такой платы за единицу ресурсов.
Данные нормы готовят законодательный фундамент для государственной программы «Водная стратегия России», работу над которой мы планируем завершить до конца текущего года. Это масштабная программа, в задачи которой входит повышение качества водопроводной воды, очистка загрязненных стоков и водоемов, гарантии качества поставляемой населению бутилированной воды, разработка и внедрение новых технологий водоочистки и водоподготовки, совершенствование систем доставки воды, избавление технологий очистки от использования хлора и ряд других направлений. В решении указанных задач будут задействованы различные механизмы, на практике доказавшие свою эффективность: государственно-частное партнерство, саморегулирование, налоговое и бюджетное стимулирование, распространение концессионных методов инвестирования и т.д.
Еще один важный вопрос, который предстоит урегулировать в ближайшее время, — это закрепление за питьевой водой, подаваемой из системы водоснабжения, юридического статуса, который предусмотрен для других пищевых продуктов. Только тогда на водопроводную воду будут распространяться соответствующие стандарты, действие федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и ряд других норм, а также возможность привлечения к ответственности за нарушение действующих требований. Это серьезно усилит защиту населения от потребления некачественной питьевой водопроводной воды.
Поддержаны в первом чтении изменения в Лесной кодекс, и уже в субботу на итоговом заседании мы планируем рассмотреть их сразу в двух решающих чтениях.
Наибольший резонанс во время первого чтения вызвала норма, усиливающая предоставляемые Лесным кодексом гарантии обеспечения общедоступности лесов. В силу того, что арендаторы, получившие лесные участки для рекреационной деятельности, почему-то сами выдумали для себя несуществующие права и начали городить заборы вокруг этих участков, мы вынуждены были буквально прописать в законопроекте: заборы ставить запрещается. Такая формулировка призвана раз и навсегда снять все вопросы о праве свободного доступа людей в леса. Но и лес, в свою очередь, ждет ответственных пользователей, и люди должны понимать, что нельзя вести себя в лесах, неподобающе, оставляя мусор и разводя костры. Мы всегда должны помнить, что земли лесного фонда — это собственность Российской Федерации, а значит каждый из нас несет ответственность за их сохранение для себя самих и будущих поколений россиян.
Вторая важная тема — это лесные аукционы. Вносимые изменения еще более детализируют и сегодня прописанные в Лесном кодексе требования к организации и проведению аукционов. Мы предлагаем включить в Лесной кодекс норму о том, что минимальный срок приема заявок для участия в аукционах на право заключения договора аренды — 14 дней, а на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений — 5 дней.
Кроме того, поправки устраняют всякую возможность двоякого толкования норм о начальной цене предмета аукциона. Она определяется в соответствии со статьями 73 × 76 Лесного кодекса, но не ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений.
Помимо обозначенных направлений, вводятся нормы, определяющие порядок реализации древесины, полученной при использовании лесов для целей недропользования, строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений, линейных и иных объектов. Упрощается порядок предоставления в аренду лесных участков для осуществления краткосрочных (занимающих на практике несколько месяцев) видов деятельности в рамках работ по геологическому изучению недр. Меняется подход к использованию резервных лесов, в отношении которых раньше необходимо было проводить длительные процедуры перевода этих территорий в эксплуатационные леса. В соответствии с поправками, допускается любое использование резервных лесов без проведения рубок лесных насаждений.
К рассмотрению законопроекта во втором чтении мы подготовили ряд дополнительных норм. В частности, нормы, в соответствии с которыми вводится правовое регулирование изыскательных и аварийно-спасательных работ в лесах. Кроме того, вводится норма, закрепляющая за лесничими полномочия по осуществлению функций государственного лесного контроля и надзора и ряд других дополнений. Главное, что четко определен курс государственной лесной политики. В соответствии с ним и будет продолжена работа по дальнейшему развитию лесного законодательства.
Также на сегодняшний день подготовлен к первому чтению проект Федерального закона «Об охоте», вчера поддержаны в первом чтении изменения в закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Все эти законы и законопроекты призваны урегулировать общие для всех территорий страны и населения вопросы экологической безопасности и эффективности природопользования. Но помимо этого, у каждого региона и населенного пункта есть свои собственные «экологические болезни», которые срочно нужно «лечить». Именно поэтому тема экологии городов стала объединяющей для всех наших региональных поездок и выездных заседаний секций Высшего экологического совета при комитете.
В каждом из регионов мы столкнулись с собственным видением причин и способов решения существующих проблем. По результатам работы в регионах подготовлены рекомендации, в которых сформулированы конкретные задачи для законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправлений. Для себя мы определили круг решений, которые предстоит реализовать в виде конкретных законопроектов уже осенью.
Источник: Edinros.Ru