По данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), туризм в России активно развивается, причем, по уверениям чиновников соответствующих ведомств, не только выездной, но и въездной. А это означает, что развитие отрасли должно быть прописано документально. Ведь туризм — это еще и немалый доход для любого государства. Сегодня, 23 мая, в ходе пресс-конференции, руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Владимир Стржалковский презентовал принятую 6 мая на заседании правительства Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. Она пришла на смену ранее существовавшей концепции развития туризма. По словам В.Стржалковского, положения Стратегии должны стать основой для общегосударственного понимания места и роли сферы туризма в экономике страны, реализации основных задач развития туризма, стоящих перед органами исполнительной власти всех уровней. Ведь, помимо всего прочего, туризм не только служит на благо экономики страны и дает новые рабочие места. Он еще и повышает уровень и качество жизни населения, давая людям возможность посмотреть новые места, изучить достопримечательности, да и просто позагорать.
В последние годы сфера туризма в России в целом развивается стабильно и динамично, подчеркнул В.Стржалковский. Только в 2007 году выездной туристический поток превысил 9 млн человек. Но не стоит забывать, что целый ряд направлений, которые могут быть выгодными, в стране пока не реализованы. Речь идет, например, о круизном речном туризме. Рек в России великое множество, и это хорошая возможность посетить сразу несколько расположенных на них городов. Важно обратить особое внимание на российские горнолыжные курорты, такие, как Эльбрус и Домбай. Они могут составить альтернативу европейским, однако инфраструктура немного не дотягивает. Проблема еще и в том, что строительство туристско-рекреационных комплексов в России нужно фактически вести заново, а это немалые деньги. Чтобы их компенсировать, необходимо повышать цены, что заведомо делает отечественные курорты неконкурентоспособными. Ведь не секрет, что сегодня можно отдохнуть в той же Турции куда дешевле, чем на Черноморском побережье Кавказа. Последнее действительно отстраивается в последние годы активно, а кто должен за это платить? Получается, что мы с вами.
Необходимо подумать и о тех россиянах, которые по уровню своих доходов не могут позволить себе даже самый дешевый отдых. А таковых, по данным опроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), становится все больше. Если в
По словам В.Стржалковского, решать этот вопрос нужно не с точки зрения продумывания супердешевых туристических маршрутов, а путем развития особых зон отдыха. Таковой может стать, например, Азовское море, которое, может быть, непривлекательно с точки зрения подводных и природных красот, зато размещение и дорога туда обходятся дешево. Сейчас азовское побережье активно застраивается гостиницами «туристического класса» /три звезды/. При хорошем развитии и позиционировании это может стать неплохим вариантом бюджетного отдыха с детьми. Азовское море быстро прогревается и долго остывает, так что туристический сезон здесь может растянуться дольше, чем обычно в наших широтах.
Но вернемся к Стратегии. Представленный В.Стржалковским документ разработан на основе российского и мирового опыта и неоднократно обсужден со всеми ведомствами, имеющими к этому прямое и косвенное отношение. В Стратегии рассматриваются механизмы решения задач развития туризма по следующим направлениям: развитие туристической инфраструктуры, продвижение России как туристического бренда на внутреннем и международном рынках, совершенствование статистики, повышение качества услуг, развитие международного сотрудничества. Кроме того, глава Ростуризма пообещал внести на рассмотрение законодателей несколько довольно интересных предложений. В частности, он предложил снизить пошлины на ряд товаров для туристической индустрии, которые не производятся и в ближайшее время не будут производиться в России. В частности, речь идет о снижении пошлин на туристические автобусы международного уровня. Речь идет не о «пазиках» и прочих городских автобусах — таковые у нас есть. А вот настоящих экскурсионных — с туалетом, кухней, спальными местами для водителей, вместимостью от 46 до 67 пассажиров — нет. Такие автобусы ввозятся
Всего к 2015 году в России на туристические нужды планируется освоить 3 трлн рублей, сообщил В.Стржалковский. По его словам, 30 проц этих средств будет направлено из федерального бюджета, а около 60 проц — из внебюджетных источников. «Согласно Стратегии, к 2015 году планируется увеличить въезд иностранных граждан в РФ с 23 до 32 млн человек в год.
Отдача от этого непременно будет. «В настоящий момент, вклад в российскую экономику от сферы туризма составляет чуть более 3 проц», — отметил руководитель Ростуризма. Это очень мало. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, в среднем «вливание» от туристической отрасли в мировую экономику составляет 3,6 проц. С учетом мультипликативного эффекта, то есть, косвенных доходов от пребывания туриста на отдыхе — 10,4 проц. В таких традиционно туристических странах, как Испания или Хорватия, эта цифра увеличивается до 20 проц. Так что нам есть куда стремиться, тем более, в нашей стране огромное количество интересных туристических мест. Их можно показывать не только россиянам, но и иностранцам. Только бы сервис позволял.
Кроме того, по словам В.Стржалковского, при новообразованном министерстве по делам спорта, туризма и молодежной политики РФ планируется создание отдельного департамента по туризму. «Планируется увеличение числа чиновников в туристической сфере, — отметил он. — Будет, например, замминистра по туризму». Он так и не высказал своих предположений, кто именно займет посты в департаменте. Но есть предположение, что многие чиновники из Ростуризма получат дальнейшее развитие карьеры именно в нем.