Архангельск. Как сообщили сайту ARHPERSPECTIVA.RU в пресс-службе администрации Архангельской области, новый документ разработан на основе Лесного кодекса Российской Федерации и размещен на сайте администрации Архангельской области. Реализация лесного плана осуществляется через лесохозяйственные регламенты, проекты освоения лесов, лесные декларации.
Леса Архангельской области много лет служат сырьевой базой для самого мощного на Европейском Севере России лесоперерабатывающего комплекса. К первоочередным задачам лесного плана относятся определение перспективной потребности лесного сектора области в древесине, обеспечивающей социальные нужды населения и стабильную работу предприятий лесопромышленного комплекса.
В настоящее время потребность региона в древесине оценивается примерно в 15 млн. кубометров, и с каждым годом эти объёмы будут расти.
Министерством промышленности и торговли РФ утверждены пять приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, реализуемых на территории региона.
Общий объем инвестиций в рамках этих проектов превышает 20 млрд. рублей. Это даст не только увеличение производства, но и потребует вовлечения в дополнительное ежегодное пользование 3 млн. кубометров древесины и строительства почти 1200 километров лесных дорог.
В проекте Лесного плана области при зонировании территории по целевому назначению выделена зона перспективной реализации инвестиционных проектов. Процесс определения территории, отнесенной к этой зоне, в ходе разработки лесного плана имел широкий общественный резонанс.
«Для учета мнения всех заинтересованных сторон департаментом лесного комплекса Архангельской области были проведены выездные обсуждения проекта лесного плана во всех муниципальных образованиях, на территории которых планируется реализация инвестиционных проектов», — сказал заместитель директора областного департамента лесного комплекса, начальник управления лесного хозяйства Виктор Гладышев. По его словам, участниками этих рабочих встреч стали представители органов местного самоуправления, крупного и малого бизнеса, местное население.
При обсуждении проекта лесного плана были определены принципы зонирования территории Архангельской области в целях заготовки древесины по следующим категориям лесопользователей, в том числе:
— для местного потребления (местное население, сельскохозяйственные и муниципальные бюджетные организации) — 9 процентов ежегодного размера рубок главного пользования;
— для поддержки малого и среднего бизнеса, распределяемой через аукционы по продаже права заключения договора купли-продажи лесных насаждений — 11 процентов ежегодного размера рубок главного пользования;
— для развития инвестиционных проектов на лесных участках, не переданных в аренду, — 9 процентов ежегодного размера рубок пользования;
— для деятельности хозяйствующих субъектов, получивших ранее лесные участки в аренду и приведших договора аренды в соответствие с Лесным кодексом РФ — 64 процента ежегодного размера главного пользования;
— нераспределенный фонд лесных ресурсов составляет 7 процентов.
Перед разработчиками Лесного плана поставлена задача определить необходимые меры по преодолению негативных тенденций в лесах области и заложить их в лесной план и лесохозяйственные регламенты. В частности, в качестве ключевых факторов роста предложено:
— осуществление приоритетных инвестиционных проектов на основе аренды лесных участков, имеющих солидную лесоводственную составляющую, направленную на улучшение качества арендованных инвестором лесов;
— привлечение потенциала малого и среднего лесного бизнеса по договорам купли-продажи лесных насаждений и по договорам субаренды с арендаторами, не имеющими достаточных производственных мощностей, а также путем адресного выделения лесных насаждений по исключительному случаю проведения аукционов для обеспечения конкретных предприятий, перерабатывающих древесину на территории области и имеющих исключительное социальное значение;
— вовлечение в рыночный оборот недревесных лесных ресурсов и развитие альтернативных (заготовке древесины) видов использования лесов для рекреационных целей, для нужд охотничьего хозяйства, для заготовки пищевых ресурсов, лесохимического сырья и др.;
- осуществление инновационных проектов в рамках модельного леса;
— развитие биоэнергетики;
— привлечение средств государственной поддержки для развития транспортной инфраструктуры, деревянного домостроения, улучшения лесного фонда и модернизации лесопромышленного производства.
Принципиальной позицией лесного плана, поддержанной всеми участниками его обсуждения, стало увеличение норматива создания лесных культур к общей площади лесовосстановления — 15 процентов.
К 2018 году планируется увеличить площадь создаваемых лесных культур в 2,5 раза, при общем росте площадей, вышедших из-под сплошной рубки, в 1,2 раза.
Существенным для нашей области является фактор увеличения древесины, получаемой в результате ликвидных видов рубок ухода. Увеличение предполагается с двух миллионов кубометров до четырех.
Налоговые поступления с 2008 по 2018 гг. возрастут более чем в 2 раза, в то время как объем заготовки древесины увеличится только в 1,6 раза. Причем поступление доходов от использования лесов при существующем уровне лесных податей к 2018 году определено размере 2,3 млрд. рублей против 984,5 млн. рублей в этом году.
При выполнении мероприятий лесного плана расходы бюджета на ведение лесного хозяйства к 2018 году должны составить 1,6 млрд. рублей. Причем максимальный рост расходов придется на воспроизводство лесов и проведение лесоустроительных работ. В целом затраты на ведение лесного хозяйства в Архангельской области вырастут за период реализации лесного плана более чем в 1,3 раза, а лесной доход за этот период увеличится более чем в 1,4 раза.
Департамент лесного комплекса Архангельской области обратился к главам районов внести свои замечания и предложения до 7 сентября текущего года.