Москва. Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления провел заседание «круглого стола» на тему «Законодательное обеспечение реализации полномочий органов местного самоуправления в области строительства, реконструкции и использования автомобильных дорог местного значения», сообщает официальный сайт Совета Федерации.
С 2010 года в силу вступает новая Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России 2010—2015 годы», предусматривающая развитие региональных и местных дорог. В результате софинансирования из федерального и местного бюджетов намечено построить и реконструировать 10 тысяч километров дорог, тем самым соединив с городами и поселками круглогодичными дорогами 2,3 тысячи небольших населенных пунктов. (Всего в настоящий период около 40 тысяч населенных пунктов не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования).
Автотранспорт в России, с ее огромными территориями, имеет особое значение. И хотя Россия по протяженности и плотности дорожной сети отстает в 2—3 раза от развитых стран мира, 80% всех грузоперевозок и 60% пассажирских перевозок осуществляется именно автотранспортом. На этот факт обратил внимание в докладе Игорь Костюченко, заместитель главы Департамента Минтранса РФ. Особого внимания, по его словам, требуют сегодня дорожная сеть в населенных пунктах, а также дороги, чья «административная принадлежность» до сих пор не определена.
Протяженность автодорог, попадающих в сферу ответственности муниципалитетов оценивается в 554,3 тысячи километров (из них 145,2 тыс.км. — улично-дорожная сеть городов). Около 76% региональных автомобильных дорог не соответствуют нормативным требованиям по своему качеству. При этом многие муниципальные дороги фактически выполняют функции дорог общего пользования и обслуживают значительные транспортные потоки.
Органам местного самоуправления, считают участники «круглого стола», необходимо провести инвентаризацию автодорог и выявить те дороги, передачи которых на федеральный или региональный уровень надо добиваться. Из-за «остаточного принципа» при отнесении автодорог к собственности муниципалитетов, закрепленного 257-м ФЗ, на муниципалитеты возлагается ответственность за состояние неограниченного числа автодорог.
Кроме того, отсутствие определения автодороги как движимого или недвижимого имущества порождает проблемы при определении прав собственника на автодорогу. Не предусмотрено законом и дробление дороги на разные участки для придания им разного значения. А ведь очевидно, что все федеральные трассы переходят в городские и поселковые дороги, а затем обратно.
Отмечались и проблемы муниципалитетов, связанные с регулированием сфер дорожного сервиса. Участники «круглого стола» предлагают дополнить перечень полномочий органов местного самоуправления полномочием по установлению правил и порядка размещения объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автодороги. Такое дополнение не только создаст возможность формировать облик населенных пунктов, но и позволит местным властям пополнить бюджеты за счет платы за размещение таких объектов.
По итогам «круглого стола» были приняты рекомендации в адрес законодательных и исполнительных органов власти, направленные на совершенствование законодательного и нормативного регулирования деятельности в сфере дорожного хозяйства. В числе рекомендаций правительству - принять правила формирования и ведения Единого государственного реестра автомобильных дорог, разработать нормы отвода земель для размещения автодорог и объектов дорожного сервиса, а также правила оказания услуг по организации проезда по платным дорогам.