7 февраля на заседании регионального правительства был рассмотрен вопрос о потребительской кооперации Архангельской области.
— Сегодня невозможно представить жизнь сельчан без этой многоотраслевой системы, включающей производство, заготовительную деятельность, торговлю, общественное питание, а также оказание бытовых услуг населению, — отметил и.о. министра агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области Владимир Личный. — Это и гарантированное обеспечение товарами и услугами, и сбыт сельскохозяйственной продукции, и создание дополнительных рабочих мест. По большому счёту, деятельность организаций потребительской кооперации направлена на развитие социальной инфраструктуры села и, как следствие, на повышение качества жизни сельского населения. Стоит отметить, что в большинстве сёл и деревень потребительская кооперация остается единственной организацией, надежно обеспечивающей жителей товарами и услугами, а в некоторых населенных пунктах она является градообразующей.
На сегодня в сфере потребительской кооперации задействовано 118 организаций, в которых трудятся около 5,5 тыс. человек. В неё вовлечено почти 900 магазинов, около 90 кафе, ресторанов, столовых и закусочных, 20 автомагазинов и 147 хлебопекарен. О размахе деятельности потребительской кооперации в регионе говорит только один показатель — в 2011 году объём работ и услуг в этой сфере составил 5,1 млрд рублей. Эта цифра превышает годовой бюджет такого крупного города, как Северодвинск.
Вместе с тем, по словам и.о. министра АПК и торговли, существует целый ряд проблем, тормозящих развитие потребкооперации. Во-первых, розничная торговля является убыточной. Во-вторых, сокращаются объемы производства собственной продукции. Производится ровно столько, сколько кооперация может продать через свою торговую сеть. Наконец, уменьшаются объёмы закупок мяса, молока, картофеля и других овощей вследствие снижения поголовья скота, отсутствия сырья и высокой закупочной цены, предложенной населением. Всё это, по мнению Владимира Личного, предполагает широкую поддержку потребкооперации со стороны государства.
Однако с такой оценкой не согласился губернатор Игорь Орлов. «В моём представлении потребкооперация — это бизнес. А любой бизнес направлен на получение прибыли. Сегодня здесь прозвучало, что розничная торговля убыточна.
Я не понимаю, как можно не зарабатывать деньги в торговле. Совершенно очевидно, что содержать убыточные магазины — это экономический нонсенс. Или, к примеру, хлебопекарни. При современных технологиях выпечка хлебобулочных изделий настолько очевидный прибыльный бизнес, что когда мне говорят о том, что на этом нельзя заработать, приобрести новое оборудование, — это вызывает сомнения в компетентности тех, кто отвечает за организацию производства. Поэтому предлагаю детально разобраться в ситуации. Оценивать деятельность потребкооперации будем с учетом экономических показателей и объёма оказанных услуг.
Глава региона заострил внимание членов правительства на том, что любая господдержка предполагает отдачу: «Вложенные средства должны давать результат. Областной бюджет будет участвовать в тех проектах, которые принесут реальную пользу населению».
Игорь Орлов навскидку назвал несколько точек роста, которые он увидел: «Мне докладывают об убыточности автолавок из-за высокой транспортной составляющей. Почему в таком случае не продумана схема обратного потока товаров? Автомагазин вполне может выполнять двойную функцию — доставлять в деревни продукты питания, а обратно вывозить, например, грибы и ягоды, собранные местным населением. Но никто эти схемы не просчитывал».
Другая идея, озвученная губернатором, касалась высоких цен, предложенных населением. «А что мешает закупать картофель осенью, исходя из интересов сельчан, а весной, в период сезонного роста стоимости овощей, продавать его по более высокой цене?» — поинтересовался глава региона.
— Поддержка потребительской кооперации должна базироваться на экономических принципах, — резюмировал глава региона. — Представляйте свои бизнес-планы, просчитывайте экономическую целесообразность, а мы поможем.