Москва. Российские граждане не проявляют особого интереса к текущей избирательной кампании: только 32% опрошенных за три недели до выборов заявляют, что следят за тем, как она проходит (не следят — 63%), говорят социологи Фонда «Общественное мнение».
Среди планирующих принять участие в голосовании этот показатель немногим выше — 40%. Однако говорить об экстремально низком уровне интереса к предвыборной кампании, по мнению социологов, нет оснований: четырьмя годами ранее, перед выборами 2003 года, этот же вопрос был задан ближе к дню голосования — за две недели до него, — и тогда 36% респондентов, по их словам, следили за ходом кампании. А поскольку по мере приближения выборов внимание к ним не повышаться не может (просто в силу роста интенсивности агитации), следует полагать, что на этот раз накануне выборов оно будет, во всяком случае, не ниже, чем в 2003 году.
Впрочем, необходимость такого атрибута избирательной кампании, как предвыборная агитация, для наших соотечественников совсем не очевидна: по мнению каждого третьего (33%), выборы можно проводить и без нее. Причем любопытно, что и среди планирующих участвовать в выборах так считают 33% — и этот показатель практически не варьируется в зависимости от электоральных ориентаций респондентов (как, кстати, и от их образовательного уровня). Отметим, что осенью 2003 года доля полагающих возможным проводить выборы без предвыборной агитации была еще выше, — 39%. Мнение же о необходимости такой агитации сейчас, как и четыре года назад, разделяют 43% россиян (четверть опрошенных не имеют определенной позиции по этому вопросу).
Неудивительно, что признающие предвыборную агитацию необходимой следят за ходом избирательной кампании почти вдвое чаще, чем те, кто полагает, что без нее можно обойтись (48% и 26% соответственно), но и первые, как видим, не так уж часто уделяют ей внимание.
Практически не изменилось со времени предыдущих парламентских выборов и распределение ответов на вопрос о влиянии предвыборной агитации на политическое поведение граждан: 42% опрошенных считают, что она помогает избирателям «определить свое отношение к партиям и кандидатам в депутаты», 16% — что она мешает им в этом, 23% — что она никак не влияет на отношение избирателей к претендентам на их голоса (прочие с ответом затрудняются).
Участников опроса попросили также указать партии, чья предвыборная агитация произвела на них как благоприятное, так и неблагоприятное впечатление. По доле позитивных откликов безусловное лидерство у «Единой России» — 29%, агитацию КПРФ, ЛДПР и «эсеров» благосклонно упомянули по 7% опрошенных. Надо сказать, что по большей части респонденты в этом контексте отмечают «своих» — те партии, за которые они собираются голосовать: так, примерно три четверти позитивных отзывов, полученных «единороссами», высказаны представителями электората «Единой России» (то же относится и к иным партиям). Иначе говоря, об объективизме в оценках агитационной продукции партий говорить в большинстве случаев не приходится: потенциальным избирателям, как правило, импонирует реклама тех партий, которым они симпатизируют.
Что же касается партий, чья агитационная продукция производит на респондентов негативное впечатление, то лидерство среди них принадлежит ЛДПР (10%); чуть реже в этом контексте упоминается предвыборная агитация КПРФ и «Яблока» (по 8%).
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства