Таков смысл решений, принятых сегодня на сессии областного Собрания по инициативе Правительства региона. В результате сокращения нормативов отчисления по налогу на доходы физических лиц и налогу на имущество наибольшие потери понесут бюджеты Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Котласа, Коряжмы. Как итог Архангельск не сможет направить 1 миллиард рублей на решение важнейших социальных задач: строительство детсадов, ремонт дорог, расселение ветхого жилья. Эти средства растворятся в областном бюджете.
Мэры крупнейших городов области, представляющие 73% населения региона, внесли поправки в принятый на прошлой сессии в первом чтении областной закон о межбюджетных отношениях, предусматривающие сохранение прежних нормативов отчисления НДФЛ в муниципальные бюджеты.
Мэр Архангельска Виктор Павленко представлял не только столицу Поморья, но и Котлас, мэр которого Сергей Мелентьев выслал письменную ему доверенность.
— В последнее время Президентом Дмитрием Анатольевич Медведевым, Председателем Правительства Владимиром Владимировичем Путиным определяется новая роль муниципальных образований в жизни страны. Я лично участвовал в совещании в Пскове, которое проводил Владимир Владимирович, где было четко сказано, что три четвертых успеха государственных дел зависит от муниципальных образований. Они находятся на переднем крае работы с населением, каждый день решают задачи, что требует соответствующих финансовых вложений, — отметил Виктор Николаевич.
— У нас происходит совершенно наоборот. В 2009 году губернатор Илья Михальчук обратился к депутатам и нам — городским округам просьбой поделиться деньгами. И мы согласились. И 5% НДФЛ в пользу областного бюджета было изъято. Всем была понятна ситуация — кризис. Но здесь, в этом зале было обещано, что кризис закончится, деньги будут возвращены. На тот момент отчисления НДФЛ составляли 52%. Кризис к счастью закончился, наполнение областного бюджета идет хорошо. Но, к сожалению, вместо того чтобы вернуть, у нас 6 % снова забирают. Такая тенденция непонятна. Под каким предлогом это делается? Сейчас предстоит передача здравоохранения на областной уровень, что требует определенных средств. По Архангельску эта сумма составляет 769 миллионов рублей. И мы не против. На сессии ГорДумы уже принято решение о передаче в область учреждений здравоохранения. Но забирают у нас доходов на 1 миллиард 36 млн. рублей. Начинаем разбираться, а остальные деньги, на что шли? 154 миллиона на милицию, мы ее финансировали из собственного бюджета. Получается, мы делали доброе дело за счет муниципального бюджета, и сейчас у нас изымают эти средства. Разбираемся дальше с математикой: 36 млн. рублей шло на управление здравоохранения. На сегодня эти люди остаются на работе, их надо будет сокращать и платить зарплату из муниципального бюджета. По объективной оценке 250 млн. рублей у нас забирают, не объясняя, на какие цели. Получается совсем не понятная ситуация. Поэтому, уважаемые депутаты, мы и обратились с этими поправками и просим их поддержать.
— Хочу сказать, что на сегодня те полномочия, которые на сегодняшний день есть муниципальные образования, мы их просто не можем исполнять, — поддержал Виктора Павленко мэр Северодвинска Михаил Гмырин. — Я приведу простой пример, сегодня у меня 450 исполнительных листов, которые я должен исполнить в части переселения из ветхого и аварийного жилья — 450. Я знаю, что в других муниципальных образованиях такие же цифры, по городу Архангельску 600 с лишним. Мы постоянно получаем штрафы, и тем самым из бюджета опять же уходят деньги. Я прошу серьезно подойти к данному вопросу, то, что касается налога НДФЛ, принять взвешенное решение и поддержать наши поправки.
— В общий объем расходов, которые у нас изымаются, включены расходы которые нес городской бюджет исключительно по своей инициативе, — сказала заместитель главы Коряжмы по экономическому развитию и финансам, начальник финансового управления Ольга Бушуева.
— Только на 2011 год мы предусмотрели 48 млн. рублей на завершение строительство медсанчасти. Эти инвестиции носили единовременный характер, мы завершаем строительство объекта и передаем его в соответствии с законом в область, то есть этих расходов в следующем году
у региона не будет. Но доходы у нас все равно изымают. Кроме того у нас
забирают 18 млн. рублей, которые муниципалитет выделал на дополнительные меры соцподдержки медикам. Как и в Архангельске, мы за счет горбюджета содержим милицию, выделяя 3,7 млн. рублей. Это были наши
добровольные обязательства, и получается, за это мы наказаны, на эту сумму нам сейчас сокращают налоги. Налицо искусственное завышение расходов на здравоохранение с целью увеличения нормативов отчисления налоговых отчислений в областной бюджет. При таком подходе, за счет налогов изъятых у наших муниципальных образований будет осуществлено перераспределение расходов на здравоохранение в пользу других территорий, что несправедливо. По налогу на имущество. Градообразущее предприятие — Котласский ЦБК осуществляет крупные инвестиции, строится новая бумагоделательная машина, ее ввод в эксплуатацию приведет к росту налога на имущество организаций, и его изъятие приведет к тому, что Коряжма потеряет 78 млн. рублей. При этом действующая методика распределения дотаций не компенсирует выпадающих доходов за счет выравнивания бюджетной обеспеченности и не позволит профинансировать исполнение полномочий муниципалитетов. Например, сейчас мы не можем обеспечить в полном объеме ремонт учреждений соцсферы, а очередь в детские сады составляет 832 человека. Те поправки, которые внес мэр Архангельска Виктор Павленко, к ним присоединились Северодвинск, Котлас,
Новодвинск, Коряжма, они позволят закрыть наши дыры в бюджете. И мы отслеживаем динамику доходов областного бюджета, она положительная, но она не столь положительная в муниципальных образованиях, поэтому поправку надо поддержать.
Большинство депутатов высказалось в поддержку мэров городов.
Депутат Евгений Ухин:
— Действительно был большой спор, когда был пик кризиса, и города наши урезали в доходах в пользу поселений в районах. Я не хочу противопоставлять районных депутатов и городских, это искусственно созданное противостояние. Мы сегодня своей непоследовательными действиями дезориентируем муниципальные образования. Сейчас зарплата учителей полностью финансируется из областного бюджета, медицина тоже уйдет нам. Муниципалам остается одно ЖКХ или как у нас говорят — вода, дрова, помои. Тем не менее, выполнять эти обязанности нужно, имея в наличии деньги. Вы знаете, что даже в новых городах Северодвинске Коряжме остро стоит проблема ветхого жилья, не говоря уж об областном центре. Только в одном из моих округов из 900 домов 300 необходимо сносить и расселять жителей. И чтобы требовать от мэров выполнения этих обязательств необходимо выделять средства, ведь они и так большую часть налогов отдают в область. Перераспределение бюджета, сбалансированность бюджета за счет одних муниципальных образований в пользу других — это очень порочная практика. К, примеру, сегодня муниципалы уже не заинтересованы в медицине, она вся в области. Конечно, с точки зрения морали и потребности горожан они будут этим заниматься, но финансовых ресурсов они уже лишены. По этому законопроекту не заинтересованы муниципалитеты заниматься бизнесом, потому что весь налог уходит в область. Я помню свою первую поездку в Норвегию в Варде и когда у мэра спросили, какова его главная задача, он ответил — создание рабочих мест. Поэтому, наверное, скандинавы находятся в лучшем положении чем мы. Считаю, что депутатам надо прислушаться, особенно, представляющим районы. Не так часто у нас мэры городов объединяются и просят принять их поправку. Поэтому прошу поддержать эту поправку.
Депутат Виктор Заря:
— Виктор Николаевич в своем выступлении отметил, что на заседании расширенного Госсовета в Пскове выступал Владимир Путин. Я хочу обратиться к выступлению лидера нашей партии и Председателя Правительства. Так как сказано им — лучше не скажешь. Самая главная цитата: «Нам необходимы сильные, способные к самоуправлению муниципалитеты, мы видим в этом залог успешного развития России, ключ к раскрытию громадного потенциала ее территорий». И дальше он обращает внимание, что важнейший вопрос это деньги и финансирование. «На федеральном уровне уже разграничили распределение доходов между уровнями власти. Ну а в отношениях между областью и муниципалитетами вопрос до сих пор остается открытым. За последние 5 лет доходы городов действительно выросли вдвое, однако более чем в два раза выросли их обязательства. Прежде всего, выросли межбюджетные трасферты, которые составляют половину городских доходов. Это ставит муниципалитеты в позицию просителя и не стимулирует их инициативу. Ряд субъектов РФ действуют по своему усмотрению, при этом регионы предпочитают использовать целевые субсидии, а не так называемые „необусловленные деньги“. Понятно, что контролировать субсидии намного легче. Считаю, что необходимо подготовить поправки в Бюджетный кодекс, которые устанавливали бы единые требования к порядку распределения финансовой помощи муниципалитетам». Данные изменения на уровне федерации грядут, и если мы сделаем этот шаг первыми, то получим понимание и поддержку лидера партии. Поэтому считаю, что раз к нам обратились главы муниципальных образований, наш мэр Виктор Павленко то необходимо поддержать поправки. Я буду голосовать за.
Депутат Василий Баданин:
— Уважаемые коллеги! Россия сильна регионами, регионы сильны муниципальными образованиями. Вы помните, прошел всего месяц. как был принят законопроект в первом чтении, нам сказали: не волнуйтесь, все нормально, все сложные вопросы отрегулируем, создадим рабочую группу. Но, к большому сожалению, ни рабочая группа, ни бюджетный комитет не пришли к единому мнению и вопросы вынесли на сессию. Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Котлас, Коряжма — наши города — это основное наше население. Мы не можем сегодня не прислушаться к мнению наших избирателей. Мы здесь защищаем их интересы, в первую очередь, то, что волнует наше население. К большому сожалению, мне очень грустно, что мы - и депутаты, и исполнительная власть — не можем сегодня отрегулировать все эти проблемы внутри. За месяц решение не было принято, и сегодня с болью, с горечью выступают главы Архангельска и Северодвинска. Надо решать эти вопросы. Уважаемые коллеги, я говорил, что этот законопроект сырой, недоработанный еще на прошлой сессии. Предлагаю поддержать поправки наших городов и будем думать, как помочь нашим сельским муниципальным образованиям. Сегодня здесь мы не сможем это сделать то грош нам цена всем здесь сидящим.
Депутат Андрей Аннин:
— Уважаемые коллеги, мне бы очень хотелось, чтобы мы не сталкивали наши муниципальные образования: районы и наши уважаемые города. У нас присутствуют здесь депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации. Принимаются федеральные законы, передаются полномочия, а нам не хватает денег, чтобы их осуществить. И в результате у нас бюджет перекраивается, и мэры Архангельска и Северодвинска абсолютно правильно отстаивают свои интересы, поскольку каждый их них находится на переднем краю общения с населением. У нас возникает ситуация, когда приходится решать, откуда деньги взять. У меня предложение вместе собраться и поставить вопрос на федеральном уровне о бюджетной обеспеченности Архангельской области. Пролоббируйте интересы Архангельской области, чтобы нам помогли. Снимите с нас эту бюджетную напряженность, чтобы нам здесь не сорить города и сельские территории. А то передаются полномочия, а проблемы сюда возвращаются. Если федеральная власть принимает такое решение, то будьте добры обеспечить такое решение нормальным финансированием, а мы здесь деньги найдем. Нам школы надо строить, детские сады. Коллеги — помогайте нам. А то получается, что мы должны принять нелегкое решение и из своего кошелька обеспечить, то решение которое было принято на уровне федерации.
Депутат Александр Шашурин:
— Я депутат больше 15 лет и все время у нас здесь идет разговор не о том, как больше заработать, увеличить доходную базу, а о том, как перераспределить. Где-то чуть повыше стали доходы — самый простой выход - забрать и передать и за счет их пополнить свой бюджет. Правильно Виктор Николаевич Павленко говорит: обещано было вернуть, и город фактически дотировал область, был донором. Но господа, с таким подходом у нас скоро ни одного донора не будет, у нас все будут в дефиците. С этим подходом мой Котлас — никакой не донор, он становится таким же дефицитным муниципалитетом. Я всегда, при всех губернаторах на этой трибуне выступал — это подход, взять тут, дать там — он развращает местное самоуправление: можно не работать, все равно дадут. Я понимаю губернатора, вчера говорили про Плесецкий район, надо принимать немедленное решение и выделять 50 млн. рублей иначе там будет ЧП. Но когда-нибудь мы выстоим нормальную систему местного самоуправления о которой так часто, много и с любовью говорим? Мы видим, сколько сегодня проколов, сколько неудач, сколько поправок в этом законе. И еще. Когда муниципалы вкладывали в здравоохранение, они старались привести в порядок больницы и поликлиники, но при этом не решали другие проблемы, о которых сегодня говорится: они не делали дороги, дворы, не расселяли ветхое жилье, потому что здравоохранение — это люди жизнь людей, и это было первоочередной задачей. Сегодня предполагается все эти суммы изъять без учета, какие муниципальное образование как к этому относились. На заседании бюджетного комитета я воздержался и не голосовал за поправки. Но считаю, что сейчас надо посмотреть здраво и разумно. У областной власти всегда абсолютно больше возможностей решать вопросы по наполнению областного бюджета. А этот вопрос касается не только городов, но и районов. Я обращаюсь к своим коллегам по партии «Единая Россия» давайте эту поправку поддержим.
Депутат Надежда Виноградова:
— Сегодня поправок к закону 13, и их количество говорит о высокой степени важности данных изменений. Дело в том, что система межбюджетных отношений должна строиться на увеличении доходной базы муниципалитетов, на их финансовой заинтересованности, независимости. У нас две проблемы: мы забираем самые важные, самые эффективные самые системообразующие налоги, тот НДФЛ, который является главным источником формирования местно бюджета. И второе — наши действия несправедливы, страдают те муниципальные образования, у которых высокая собираемость налогов. Те муниципальные образования которые не работают, мало того что ничего не отдадут, они еще и без обязательств по здравоохранению останутся. Получается, что выравниваем мы бюджетные отношения опять за счет городов-доноров. Ведь когда началась проблема межбюджетных отношений? Когда в кризис сократили все программы и забрали все отчисления в областной бюджет. Сегодня нужно думать о муниципалитетах: с одной стороны говорим об их финансовой заинтересованности, с другой — забираем все самое лучшее. Мы душим на корню тех, кто работает, создает рабочие места. Поэтому считаю поправку мэров надо поддержать.
Депутат Сергей Вишняков:
— Я не часто выступаю. Но сегодня рука не поднимается голосовать за данный закон. Потому что по Новодвинску ситуация с детским здравоохранением никак не решается. Извините, если сегодня закрыта терапия, завтра закроют педиатрию, такие судебные решения есть. Я понимаю, новодвинцев могут госпитализировать в областные больницы, но на прием к врачу в Архангельск с ребенком не поедешь. Нам обещали, что городская больница попадет в программу модернизации областного здравоохранения. В результате — ноль. Поэтому я предложил бы областной власти задуматься о том, за счет чего достроить больницу в Новодвинске, снять социальную проблему.
Депутат Александр Новиков:
— Первое, фракция будет консолидировано голосовать за поправку мэров городов. Обсуждение говорит о том, что всем депутатам не безразлична судьба того законопроекта, который на прошлой сессии был назван судьбоносным. Он действительно судьбоносный, хотя бы потому, что за короткий период времени наделано столько глупостей: 236 муниципальных образований в области и каждое должно функционировать, а средств не хватает. Сегодня тянуть одеяло с одного на другое — дело неблагодарное. И нам прекрасный пример подает центр — нам ведь не нравится, когда у нас налоги федерация забирает, и оставляет с проблемами. И мы сегодня копируем непродуманные действия центра, если вспомнить стихи Есенина зачем нам «задрав штаны бежать за комсомолом»? Если данное направление обеспечивалось муниципальным образованием, вы что, думаете завтра после передачи полномочий будет лучше? Что будут лучше развиваться те муниципальные образования ,где расходы на содержание чиновников в 2 раза превышают собственные доходы? Туда деньги придут и что они сделают — дырку в бане залатают и отрапортуют — все, задача выполнена. А мы сегодня, обирая крупные города, говорим, что потом по справедливости, по какой-то пропорциональной системе, которой еще нет, дадим всем сестрам по серьгам. Такой уравниловки не должно быть. Я призываю депутатов вне зависимости от политической принадлежности проявить здравый смысл и голосовать не по «шахматке», которую раздали, якобы так сказал губернатор, так и делайте. Мы имеем собственную голову, и я призываю вас проголосовать за поправку мэров трех городов. Мы не должны забывать что 73% населения области живут в этих городах, а мы представляем интересы избирателей. Давайте каждый задумается над этой цифрой. Еще раз обращаюсь к депутатам фракции «Единая Россия» — да не оторвут вам головы, если вы проголосуете по совести.
Депутат Ирина Чиркова:
— У меня сложилось впечатление, что нет противостояния городских и сельских депутатов. Есть неконструктивные действия Правительства области. Оно не предлагает никакого действенного механизма возврата тех средств, которые потеряют наши города. А средства эти большие. Предлагается принять программу, но мы все знаем что программы, даже целевые и долгосрочные, их все можно сократить до нуля. Поэтому программа — это бумага, а закон есть закон. Поэтому мы будем голосовать за поправки городов.
Депутат Антонина Драчева:
— Принятие законопроекта в редакции, предложенной Правительством области мягко выражаясь неоправданно. Поскольку законопроект принят в
Депутат ГосДумы Валерий Мальчихин:
— Однажды я был в составе делегации в Испании, мы изучали опыт организации местного самоуправления после диктатуры. Там все образование
и здравоохранение государственные, на муниципальном уровне жилищно-коммунальное хозяйство, утилизация отходов, досуг. Но там есть закон, что если в течение года в результате лучшей хозяйственной деятельности орган местного самоуправления получает дополнительные доходы, на следующий год эти доходы не изымаются. То есть при межбюджетных отношениях доходы не нивелируются, накапливаются у муниципалитетов, в результате они получают возможность строить. И мэр маленького городка показывал нашей делегации построенный на городские деньги бассейн для государственной школы. Когда
Губернатор Илья Михальчук:
— Все точки зрения заслуживают уважения. Нет никакого противостояния между городами и районами. Между депутатами от села или города, вопросов нет и это правильно. Я хотел высказать свою точку зрения, хотя и не планировал выступать, но мы с вами должны уметь слышать друг друга. Что касается изъятия. Здесь все передернули. Никто, никогда, никого не просил, в тот момент просили город — не ставьте активно вопрос при определении процента НДФЛ. Мы действуем по Федеральному закону: 30% положено, 10% на усмотрение областного парламента. Теперь мы обсуждаем межбюджетные отношения. И вот это не гарантированные деньги, это выравнивание за счет регулирующего налога НДФЛ, который позволяет нам в целом выровнять ситуацию в области, не отнимая, не ущемляя никого. Что такое НДФЛ? Больше частью в Архангельске мы повышаем зарплату, а НДФЛ это отчисления от зарплаты. В этом есть заслуга муниципалитета. Нет. Теперь посмотрите, что нам предстоит. Нам полномочия передали, есть федеральный закон, его можно критиковать, выходить с законодательными инициативами, но его надо выполнять. С 1 сентября на выделяют средства на повышение заплаты учителям, правда, не в полной мере, только учителям. Соотношение у нас в школах 40% преподаватели, 60% вспомогательные работники. И вот на оставшиеся, чтобы не было неравенство в школах мы должны найти в своем бюджете. И любой глава муниципалитета скажет, я тоже за повышение зарплаты, но это ваши полномочия. И мы из бюджета должны находить. Никто ни у кого не отнимает денег, мы сегодня выравниваем, регулируем, и давайте регулировать теми налогами, которые негарантированно в бюджет поступают, а которые зависят от активности работы всех органов власти, и в первую очередь муниципальных. Никто муниципалитеты не ущемляет, никто не противопоставляет города и районы. Дело в том, что нам надо смотреть свои доходы, нет других источников. Мы стараемся привлечь суда инвесторов. Но мы имеем этот один карман и из него должны, и выровнять и исполнить в соответствии с Конституцией свои полномочия. Ведь у нас нет зазрения совести, что мы 1,5 млрд. берем из бюджета НАО, правильно и это закон позволяет в рамках выравнивания. Нам нужно наращивать нормативы содержания дорог, медицинских услуг — за счет каких средств. И мы как раз обсуждаем судьбоносный вопрос выравнивания, чтобы исполнить полномочия. Муниципалитеты работают, их надо поддерживать, но, не ущемляя, в рамках закона те полномочия, которые нам в рамках федерального законодательства даны. А так я считаю нормальное обсуждение, у каждого своя точка зрения. И я был бы удивлен, если бы города сказали — заберите у нас дополнительные доходы, ущемите нормативы. Но я обращаю ваше внимание, что мы говорим об НДФЛ, а не о налогах, которые зависят от работы муниципалитетов. В любом случае поддерживаем муниципалитеты села и города. нет никакой предвзятости. И ставя себя на место мэра, я бы тоже до конца шел в желании получить больше. Но все-таки ниоткуда дополнительные доходы не появляются, и если есть полномочия, и мы их изымаем, то мы не ущемляем другие полномочия. У нас в области тоже не хватает средств для исполнения полномочий по качеству и объему и в первую очередь в том же здравоохранении. Хорошее обсуждение, разные точки зрения, но нужно учитывать, что если средств не хватит, то нам нужно сокращать те социальные вопросы, которые мы приняли для населения всей области.
Депутаты областного Собрания четыре раза возвращались к процедуре голосования, поскольку аналогичные поправки помимо Архангельска внесли главы Северодвинска Котласа, Коряжмы, Новодвинска. Для положительного решения вопроса не хватило 2 голосов, при 30 «за» и 6 «воздержавшихся».
Мэр Виктор Павленко прокомментировал ситуацию с отклонением поправок муниципалитетов:
— К сожалению, нашу поправку не приняли, что я считаю в корне не правильно. Потому, что многими депутатами было правильно сказано — сохранение нормативов отчислений налогов, это стимул. Архангельск ежегодно создает тысячи рабочих мест, чтобы увеличить отчисления по НДФЛ. Сейчас у нас такой заинтересованности не будет. У нас самая низкая безработица, мы трудоустраиваем людей, они платят налоги, которые идут в бюджет на решение городских проблем. Круг замыкается. Жаль, очень жаль, что нас не поняли. Будем бороться дальше. За нами правда. Позитивное понимание ситуации в областном Собрании есть, я благодарен всем депутатам кто нас поддержал.