Пресс-служба компании «Российские железные дороги» распространила информацию о том, что ОАО «Северная пригородная пассажирская компания»
(СППК) рассмотрело вариант снижения объемов пассажирских перевозок в Архангельской, Вологодской, Ярославской, Костромской, Ивановской областях и Республике Коми. Позиция железнодорожников такова: пока субъекты Федерации не согласятся с размерами компенсаций выпадающих доходов и не выплатят монополисту многомиллионные долги, население не сможет пользоваться пригородными поездами. Конфликт не обошел стороной и Поморье. В Архангельской области с 3 сентября 2012 года отменяется пригородный поезд Вожега — Коноша — Вожега. А с 10 сентября монополист намерен сократить количество маршрутов по направлениям Малошуйка — Обозерская, Обозерская — Малошуйка, Обозерская — Емца, Емца — Обозерская, Сольвычегодск — Кизема, Кизема — Котлас Южный. Помимо этого, на период с 10 по 30 сентября ежедневно, за исключением выходных, отменяется пригородный поезд Архангельск — Сия, Сия — Архангельск. Несмотря на то, что правительством Архангельской области неоднократно проводились переговоры с руководством Федеральной пассажирской компании, Северной железной дороги и СППК, сторонам не удалось договориться по объемам финансирования. Дело в том, что перевозчик, предъявляя к региону убытки, исчисляемые сотнями миллионов рублей, не готов предоставить прозрачную схему начисления платежей за аренду подвижного состава с экипажем, которые составляют 87 процентов от всех расходов СППК. В частности, в соответствии с расчетами, представленными СППК агентству по тарифам и ценам Архангельской области, затраты компании на инфраструктуру составляют 1,9 млн рублей, аренду подвижного состава — 478 млн рублей, собственные расходы — 70,3 млн рублей. Правительство области, в свою очередь, требует обосновать произведенные расчеты. Отметим, что в 2010 году расходы областного бюджета на компенсацию убытков от государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении составляли 48,5 млн рублей. С 1 января 2011 года перевозочную деятельность стала осуществлять вновь созданная ОАО «РЖД» компания СППК, которая предложила добавить к этим средствам еще 385,7 млн рублей непокрытых убытков. Что изменилось за этот год? Качество перевозок остается на прежнем уровне, на многих участках дороги курсируют все те же старые вагоны. При этом тариф на перевозку пассажиров растет. В июле этого года на одном из совещаний с представителями СЖД и СППК руководитель агентства по тарифам и ценам Архангельской области Виктор Иконников так и сказал железнодорожникам: «Мы не понимаем, почему должны платить за воздух? За счет чего ваши расходы выросли почти в 10 раз? Раскройте нам цифры, и мы продолжим вести переговоры. Будет раскладка по расходам — будет оплата». Однако запрашиваемые документы до сих пор не предоставлены в правительство региона. При этом, по информации СППК, прогнозируемый убыток от госрегулирования тарифов в 2012 году составит уже почти 450 млн рублей. Сложившуюся ситуацию прокомментировал руководитель агентства по транспорту Архангельской области Дмитрий Деарт: — Если раньше вопрос дотирования был полномочием властей федерального уровня, то теперь его в буквальном смысле «скинули» на субъекты. И когда федеральной пассажирской компании невыгодно содержать поезда дальнего следования (более 200 км в пути), она в одностороннем порядке отменяет социально значимые маршруты, вынуждая переводить их в разряд пригородных. В таком случае бремя по возмещению выпадающих доходов уже ложится на регион. Так случилось с поездами Архангельск — Онега — Малошуйка и Архангельск — Пукса — Архангельск, которые были разбиты на пригородные. В целом введение по территории Архангельской области дополнительных поездов пригородного сообщения привело к наращиванию объема вагонно-километровой работы на 23 процента и увеличению нагрузки на областную казну. Если говорить об отмене или сокращении пригородного сообщения, то действия железнодорожников можно назвать шантажом общероссийского масштаба! Такой подход вряд ли является цивилизованным. Со своей стороны мы продолжим вести диалог с СППК, в том числе по вопросам финансирования и предоставления полной и прозрачной информации о структуре расходов на аренду. В связи с тем, что проблема является общероссийской, к ее разрешению должна подключиться Федерация. Мы уже готовим соответствующие обращения в Правительство РФ и Министерство транспорта России. Одновременно правительством Архангельской области начата проработка вопроса о создании государственного предприятия по организации пригородных пассажирских перевозок и возможности приобретения для этих целей экономичных рельсовых автобусов. Это позволит разорвать узел естественной монополии. |