Архангельск. Основной темой заседания координационного совета председателей судов Северо-Западного федерального округа стали проблемы реализации мер уголовной и административной ответственности за незаконную рубку леса, сообщили сайту в пресс-службе администрации области.
Выступая перед судейским корпусом, губернатор региона Илья Михальчук подчеркнул, что для такого лесного региона, каким является Архангельская область, рассматриваемые вопросы чрезвычайно актуальны: «Борьбе с незаконными рубками леса региональная власть придаёт особое значение. Не случайно мы выступили инициаторами проведения эксперимента по введению единого транспортного документа на древесину».
Основных проблем, связанных с привлечением «чёрных лесорубов» к ответственности, две - каким образом исчислять размер ущерба и как квалифицировать действия соучастников незаконной рубки. Что касается ущерба, то существующая методика расчётов достаточно сложная. Кроме того, размер причинённого ущерба устанавливается на основании справок, выдаваемых лесничествами. Нередко эти документы не содержат в себе достаточных сведений, подтверждающих обоснованность расчётов. А ведь от размера ущерба зависит степень виновности человека, и не обязательно в сторону увеличения. Поэтому судьям было предложено критически оценивать справки и точно устанавливать сумму ущерба. Также прозвучала рекомендация департаменту лесного комплекса разработать типовой образец расчёта ущерба от незаконной рубки лесных насаждений.
Относительно квалификации действий правонарушителей в Архангельской области сложилась практика, когда исполнителями преступления признаются не только пильщики и рубщики деревьев, но и те, кто оказывал содействие или активно участвовал в этом процессе. Например, к таким правонарушителям стоит относить тех, кто наблюдает за дорогой и подъездными путями, либо вывозит незаконно заготовленную древесину и оказывает содействие в её сбыте.
Ещё один важный момент, на котором заострили внимание — отсутствие системной работы по взысканию ущерба. Нередки случаи отказа в удовлетворении исков, оставление их без рассмотрения, уменьшение суммы взыскания, нехватка должного контроля за исполнением приговоров. А ведь согласно Бюджетному Кодексу РФ суммы по искам о возмещении вреда, причинённого окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных образований и городских округов. Таким образом, местные бюджеты недополучают десятки миллионов рублей по административным и уголовным делам, относящимся к сфере лесного комплекса.