Реализация долгосрочных и ведомственных целевых программ Архангельской области началась в 2009 году. С этого времени доля регионального бюджета, формируемая в рамках программ, а также их общее количество неуклонно растёт. Так, если в 2009 году выполнялось 30 программ, то в 2012-м — уже 68. В этом году расходы областного бюджета, сформированные программно-целевым методом, составляют 85,5 процента.
Переход к подобному методу формирования и исполнения бюджета ведёт и к необходимости внесения изменений в программы. При этом выявились некоторые закономерности, которые требуют корректировок: меняется нормативная база, структура органов власти, уточняется объём средств федерального бюджета.
Однако зачастую причиной изменений являются недочёты в работе органов государственной власти. Так, 40 процентов от общего числа корректировок составляют невыполнение запланированных мероприятий и перераспределение денежных средств внутри программы. Особое внимание здесь стоит уделить объектам капитального строительства, так как строительство жилых домов, школ, детских садов несёт большую социальную нагрузку.
— С целью повышения эффективности реализации программ необходимо принять несколько принципиальных решений, — отметила министр экономического развития и конкурентной политики Ирина Гладышева. — Во-первых, подготовка конкурсной документации и объявление аукционов по строительству объектов муниципальной и областной собственности должно проходить уже в первом квартале текущего года. На практике муниципалитеты зачастую начинают заниматься этим только во втором, а то и в третьем кварталах. Во-вторых, обязательным условием должно стать заключение соглашений о софинансировании со стороны местных бюджетов. Фактически же некоторые муниципалитеты не могут выполнить это условие вплоть до середины года. Наконец, прохождение согласований и подготовку исходно-разрешительной документации по объектам проектирования также необходимо завершать уже в первом квартале. В противном случае выделенные средства должны перераспределяться на другие объекты.
По словам Ирины Гладышевой, для министерств и ведомств поставлено ещё одно жёсткое условие: любые корректировки целей, задач, целевых индикаторов и ожидаемых результатов реализации программы могут вноситься на рассмотрение только по поручению губернатора либо его заместителей.
Кстати, проблемой большого количества изменений в программы озаботились и на уровне Правительства России. В настоящее время решается вопрос о том, чтобы внесение изменений в федеральные целевые программы и федеральную адресную инвестиционную программу происходило не более одного раза в год.