Директор Театра Вахтангова удручен некомпетентностью экспертов Института Лихачева

0 2 213

Директор Театра Вахтангова удручен некомпетентностью экспертов Института Лихачева

Наоборот: эксперты, практически, говорили о том, что нужно разнообразие интерпретаций, потому что сегодня довлеет именно внеценностное, пустотное, «экспериментальное» прочтение.

Во вторник на семинаре «Право на классику: о границах интерпретации произведений русской классики в театральных спектаклях» директор Института наследия Арсений Миронов рассказал, что постановки по произведениям Пушкина было решено проанализировать в рамках Года литературы.

Эксперты НИИ имени Дмитрия Лихачева накануне подвергли критике постановки «Борис Годунов» Константина Богомолова, «Евгений Онегин» Римаса Туминаса, «Онегин» Тимофея Кулябина и «Руслан и Людмила» Дмитрия Чернякова.

«Складывается впечатление, что участники обсуждения не видели спектаклей, которые взялись критиковать „за искажение текстов и идей Александра Пушкина“, — сказал Крок». Из постановки убраны разрушительная и созидательная роль народа, заявляет один из экспертов, а «написанный текст вызывает аналогии с народом, который ждет, что ему делать дальше, а также народ — это быдло». Они также выразили опасение, что возвращение к практике цензурирования губительно скажется на развитии отечественной культуры. В заключение кандидат филологических наук Ирина Юрьева сказала, что «Министерство культуры обязано адресно финансировать те постановки, которые не разрушают традиции, а ведут к воспитанию поколения». «Актуализация пушкинского текста происходила не за счет психологической разносторонности характеров, не за счет раскрытия глубинного смысла произведения, но за счет упрощения и схематизации», — констатировала эксперт.

«В этом мире у героев ничего нет, кроме животной страсти, бессмысленности и пустоты», — резюмировали эксперты, отметив, что после спектакля в зале была тишина и зрители даже не вызвали артистов на поклон во второй раз. Например, профессор Литературного института Александр Ужанков считает, что в фильме «Борис Годунов» Владимира Мирзоева «от Пушкина ничего не осталось».

При этом, по словам главы театра, несколько лет назад Министерство культуры на постановку «Евгения Онегина» выделило лишь половину средств.

Преподавателя Литературного института имени А. М. Горького, доктора филологических наук Ивана Есаулова — также не устраивает отношение режиссера к пушкинскому тексту. При декламировании «Москва! Как много в этом звуке…» через сцену пробегает, спотыкаясь, изобретенная режиссером «сологубовская недотыкомка», создавая комический эффект. «Это абсолютно самоубийственная политика, которая в конце концов взорвет культурную идентичность», — заключил учёный.

По мнению автора книги «Пушкин и христианство» Ирины Юрьевой, «нынешние режиссеры не дают пощечину общественному вкусу, а потакают общественному безвкусию».

В экспертном семинаре также приняли участие кандидат искусствоведения Ольга Галахова (Королёва), кандидат искусствоведения Елена Стрельцова, кандидат культурологии Сергей Антоненко, главный редактор журнала «Литература в школе» Надежда Крупина и другие учёные.


Похожие новости

Последние новости