Главная > Северный Комсомолец > "Давайте делать паузы..."

"Давайте делать паузы..."


16/03/07, 00:00. Разместил: admin
Сегодня мы поговорим о плодах, которые можно ждать от поста, с настоятелем Заостровского храма Сретения Господня отцом Иоанном Приваловым.

- Отец Иоанн, зачем Богу нужен пост? Чтобы проверить нас на прочность и выдержку?

- Первое, что хочется сказать, - пост нужен нам, а не Богу.

- Можно кратко определить предназначение поста для человека?

- Пост - это средство. Он помогает прояснить цель своей жизни, уточнить замысел Божий о себе.

- Звучит почти пугающе...

- На самом деле, эти вопросы мы решаем каждую секунду, но делаем это в тайне от себя, хаотически, не отвечая за свой выбор полностью.

- Чем же может помочь пост?

- Пост подводит нас к вопросам о смысле жизни, помогает встретиться с ними заново. Академик Аверинцев как-то сказал: "Невозможно жить последними истинами 24 часа в сутки". Это правда. Но должно быть время и для последних истин. И это время поста. Помните, у Андрея Макаревича была песня "Давайте делать паузы в пути"? Без таких пауз наша жизнь мельчает, становится скучной и пошлой.

- Признаться, в обыденной жизни трудно сделать такую паузу, ведь очень много всяких дел и обязательств...

- Это вопрос желания и воли. Если мы перегружены делами и обязательствами настолько, что уже не остаётся времени для пауз, то качество этих дел резко падает. В конце концов, ситуация может закончиться катастрофой - наши дела и обязательства раздавят нашу личность. Поэтому одна из задач поста - разгружать людей, освобождать себя и друг друга от всего лишнего, наносного, никчемного. Возвращение к смыслу жизни высвобождает в нас положительные силы. Часто они тратятся на какую-нибудь ерунду, а пост помогает их направить на развитие личности, на служение Богу и ближним.

- Как это делается?

- Каждый раз по-разному. Но в принципе православный взгляд на устроение человека различает три составляющие - дух, душу и тело. Иногда нужно больше внимания уделить духовной стороне поста, иногда душевной, а иногда физической. Каждый верующий человек, входя в пост, понимает, чему отдать предпочтение. Например, если человек переживает какой-то переходный период в жизни, то духовные вопросы его волнуют больше всего. Это не значит, что ему не нужен физический пост. Конечно, нужен. Но для него важнее ответить на вопрос: как жить дальше, какими силами решать те проблемы, что стоят перед ним? Ведь верующий человек не может решать свои проблемы любыми средствами.

- Но есть такое принятое в миру выражение: "Решить проблему любой ценой". Люди, которые умеют это делать, очень ценятся.

- Это глупо, по меньшей мере. Ведь и плоды будут соответствующими. Есть взаимосвязь между целью и средствами. Если меняются средства, то меняется и цель. Часто такой подход приводит к разрушительным последствиям.

- А если мы делаем акцент на душевном аспекте поста?

- Под душой мы обычно понимаем "ум, чувства и волю". Это может быть тренировка воли, ограничение каких-нибудь внешних впечатлений. Возникает вопрос: что смотреть, что читать в Великий пост? Решения здесь могут быть самыми неожиданными. Например, одна монахиня говорила, что больше всего ей помогает чтение Чехова. Я думаю, что в наше время актуально ограничить своё присутствие в интернете, в общении по мобильнику, выполнить старые обещания, отдать долги. Но бывает, что нужно основное внимание уделить физическому посту: увеличить молитвенное правило, добавить количество поклонов, изменить режим и качество питания.

- Приходится наблюдать, как люди во время поста продуктам питания придают просто магическое значение. Однажды видела, как одна знакомая съела кусок шоколада, а потом, заметив в его составе молоко, побежала полоскать рот...

- Это ещё один печальный пример того, к чему приводит разрушение традиции. Тот, кто живёт в традиции, всегда более свободен, чем тот, кто традиции не знает. Мне известны благочестивые миряне из Румынии, которые первые три дня поста вообще ничего не едят, но они меньше всего склонны одёргивать и контролировать других. Если мы думаем, что пост состоит только в отказе от еды, то мы глубоко заблуждаемся. Святые отцы говорили, что тогда главный постник - дьявол: ведь он вообще ничего не ест и не пьет.

- Приходилось слышать, что если человек по каким-то причинам пост прерывает, значит, это его сразу отбрасывает назад - будто он и вовсе пост не соблюдал...

- Господь читает в сердцах и смотрит на путь человека, а не на отдельные поведенческие моменты. Могут быть уважительные причины, из-за которых внешняя сторона поста может быть ослаблена или совсем упразднена. Но важно, чтобы эти причины признала Церковь, чтобы это не было моим произволом. Конечно, любовь выше поста, пост - только средство. Но если отменить посты, то и любовь уйдёт. Это как стакан с водой. Разобьёшь стакан - потеряешь воду. Однако я бы не стал впадать в истерику, даже если человек нарушил пост без всякой уважительной причины, то есть согрешил. Один святой говорил: "Я человек, поэтому каждый день падаю и каждый день поднимаюсь. И только ангел никогда не падает, и только бес никогда не поднимается". Здесь, на мой взгляд, подход должен быть простой: упал - вставай, ушибся - лечись.

- А можно не поститься телесно, а только духовно или душевно, если возникает ситуация, когда человек не может отказаться от обычной пищи?

- Ну, если, например, человек тяжело болен или переносит глубокие страдания с благодарностью, ищет в них высший смысл - это уже состояние поста. Не даром говорят, что поститься - значит быть на посту.

- Слышала, что в древней Церкви пост начался из того, что верующие отказывались от дорогой пищи - где-то это было мясо, где-то рыба, где-то овощи, а разницу в цене отдавали бедным...

- Да, в древней Церкви пост предполагал большую жертвенность. Люди выбирали самую дешёвую пищу, чтобы сэкономленные деньги отдать нуждающимся, а не переложить их в другой карман.

- В пост принято помогать нуждающимся. А что еще стоит делать в пост?

- Много всего, я вот однажды посоветовал человеку пройти медицинское обследование, позаботиться о своем здоровье. Ведь часто из-за страхов или от недопонимания люди пренебрегают своим здоровьем. А оно - драгоценный Божий дар, данный нам на служение. Наше здоровье принадлежит не только нам, но и нашим родным, близким. За него мы дадим отчёт Богу.

- А как можно отнестись к людям, которые во время поста просто тренируют силу волю?

- Я знаю таких людей, отношусь к ним с уважением, хотя к христианству этот опыт не имеет отношения.

- Может ли один пост отличаться от другого поста?

- Только так и может быть. Наша жизнь состоит из духовных периодов, этапов. Каждый этап имеет свои задачи, которых не было прежде и не будет позднее. Если меняемся мы, то меняются и наши посты. Как правило, меняется не внешняя сторона поста, а внутренняя.

- Чем для вас отличается этот пост? О чем сейчас хотят говорить люди в храме?

- Я вижу, что в последние два года в людях возросла жажда правды, красоты, покаяния. Ещё недавно люди требовали перемен от других, а сейчас уже хотят меняться сами. Мне кажется, что люди становятся более реалистичными, менее циничными. Поживём - увидим, насколько я прав.

- Может ли пост не помогать духовной жизни, а наоборот, мешать ей?

- Может. Если пост становится целью, а не средством, то он превращается в идола. Это называется фарисейством.

- Отец Иоанн, чтобы вы могли посоветовать людям, которые упустили время, но хотели бы сейчас начать пост? Или у них уже время безвозвратно потеряно?

- Я думаю, что все церковные люди в пост вошли давно. Поэтому мы говорим о тех, кто находится в духовном поиске. Прежде всего, нужно подумать и о смысле жизни, и о смысле поста. Пост не должен быть насилием над самим собой, пост - это усилие освобождения из темницы узника, которым являешься ты сам. Я бы посоветовал четыре вещи. Во-первых, найти и прочитать книжку отца Александра Меня "Сын Человеческий". Эта книга помогла многим людям найти путь к Богу и в Церковь. Во-вторых, не упускать и малейшей возможности заглянуть в храм. Православное богослужение - это большая школа духовной жизни. Особенно богослужения Страстной седмицы. В-третьих, нужно быть правдивым во всём. Это очень трудно, но без этого невозможно найти и принять Истину. И, наконец, последнее - нужно примириться с окружающими людьми.

Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО.



Вернуться назад