Главная > Северный Комсомолец > Персональное дело Людмилы Быновой

Персональное дело Людмилы Быновой


27/04/07, 00:00. Разместил: admin
Щекотливое решение "достоен - не достоен" первоначально принимается на местном уровне, а уж потом рассматривается в Москве. Ясное всем дело Быновой годами тормозится в коллегии областного комитета по культуре. И вот опять заскользил слух: ареопаг сей, состоящий из высокопоставленных специалистов комитета, деятелей культуры и искусства, прочих просвещенных лиц, намерен еще раз вернуться к "данному вопросу". Называлась дата: пятое апреля.

Захотелось до заседания коллегии встретиться с актрисой, расспросить, как она воспринимает эту затянувшуюся историю.

- Все началось шесть лет назад. Театру предстоял юбилей. И ведавшая тогда культурой области Тамара Дмитриевна Румянцева сообщила труппе, что в министерство будет подано ходатайство о присвоении почетных званий. Назвала и мое имя. Документы были подготовлены и отданы комитету по культуре. Но пошли бесконечные дополнения, исправления, требовались еще какие-то бумажки. Стало складываться впечатление, что обсуждается мое "персональное дело". До меня долетали оскорбительные придирки, безответственные заявления. Терпеть это невозможно. Справиться бы со своим горем...

Трижды за нынешний сезон на Людмилу Федоровну обрушивались страшные удары: трагически погибла свекровь, вскоре скоропостижно умер муж, еще через короткое время, в конце января, не стало ее мамы.

- Назавтра после маминой кончины мне предстояло работать в комедии "Божьи одуванчики". Руководители театра предложили отменить спектакль, но я не сог-ласилась: для объявления уже не оставалось времени, люди придут, многие издалека... А на дворе январский холод, темень... Я только попросила режиссера пока не говорить о происшедшем артистам, не нарушать их настроение перед спектаклем. Не знаю, как я выдержала тот вечер. После, уже за кулисами, упала...

Надо ли еще что-то говорить об отношении актрисы к делу, коллегам, зрителям!

В Архангельском театре драмы им. М. В. Ломоносова Людмила Бынова работает 38 лет. Пришла совсем юной, со студенческой скамьи. И первая же крупная роль - Ларисы в комедии Островского "Не было ни гроша, да вдруг алтын" принесла ей настоящий успех. Критика и зрители заговорили об истинно русской, глубоко народной природе ее таланта. Каждая роль - подробно разработанный, яркий, жизненно достоверный характер. В певучих интонациях ее голоса есть что-то сокровенное, трогающее душу. Даже для таких персонажей, как интриганка Сесипатра Семеновна в комедии Островского "Красавец мужчина", актриса обнаруживает возможность пожалеть их, посочувствовать. Открытая доброта, человечность ее таланта близка зрителям.

Недавно к Людмиле Федоровне подошла незнакомая женщина: "Ваш спектакль "Живи и помни" - потрясение на всю жизнь". А ведь прошло 30 лет... Актриса соз-дала подлинно национальный характер, исповедально прожила трагедию Настены - героини известной повести Распутина.

Десятки и десятки ролей. В 1983 году Л. Бынова была удостоена звания заслуженной артистки России. А теперь вот утверждают, что все эти творческие удачи - уже не в счет.

- Да, - слышу в телефонной трубке уверенный голос главного специалиста по кадровым вопросам комитета Андрея Александровича Зубрия, - Быновой было присвоено звание заслуженной и все! Прошлые заслуги этим званием закрыты. Кроме того, в 2002 году министерство культуры наградило ее почетной грамотой. Думаю, этого вполне достаточно.

Надо бы спросить: как это - закрыты?! Почему? И разве высшее звание - народный артист - не учитывает весь творческий путь художника? Но даже если и так, с какой стати в отношении к актрисе допускается пренебрежительный тон? Конечно, каждый человек имеет право на собственное мнение. Но вот существенная подробность. Заведующая литературной частью театра Нина Борисовна Самойлович рассказывает:

- Когда я первый раз принесла Зубрию документы Людмилы Федоровны, он зая-вил: "Бынову никто не знает! Сам я в театр ваш не хожу, но говорят, что она плохая артистка".

Лет пятьдесят назад, в период- травли Бориса Пастернака, появилась и стала крылатой фраза: "Пастернака я не читал, но думаю, что его книга "Доктор Живаго" плохая". Можно бы и улыбнуться на это, когда б такие фразы не содержали приговора. Несомненно, что главный специалист по кадрам А. А. Зубрий на заседаниях коллегии играет не последнюю роль.

Вот один из его доводов:

- Актер, выдвинутый на звание народного, должен иметь большой список ролей. А Людмила Федоровна после 1983 года редко участ-вовала в репертуаре и сейчас играет мало.

Ну что ж, назову по памяти ее роли за этот период: из репертуара Островского - Гурмыжская в "Лесе", Феклуша в "Грозе", Фелицата Шаблова в "Поздней любви", горьковская Васса Железнова, Валентина в трагикомедии "Звезды на утреннем небе", Сирена в комедии Галина "Сирена и Виктория", Живка Попович в сатирической комедии Нушича "Госпожа министерша"... Можно еще долго называть спектакли с участием Быновой: "Дядюшкин сон", "Блаженный остров", "Коварство и любовь", "Дикарь"... За исполнение ролей Вассы Железновой и Сирены Людмила Федоровна удостоена премии имени народного артиста СССР С. Н. Плотникова. По итогам прошлого сезона актерский дуэт Л. Быновой и О. Зубковой в спектакле "Божьи одуванчики" признан лучшим.

Обратилась я к еще одному члену коллегии комитета по культуре - заслуженному деятелю искусств РФ, художественному руководителю Архангельского молодежного театра Виктору Панову. Разговор Виктор Петрович начал с повествования о себе:

- И у меня та же история - там лежат документы на двух моих актеров... Да и что дает-то титул народного? Ничего, кроме бесплатного билетика в трамвае! Мне предлагали звание - я отказался. Руководители Союза театральных деятелей Михаил Ульянов и Александр Калягин неоднократно просили министерство культуры притормозить присвоение званий. А то ведь прут и прут!

Интересно получается: одним аж предлагают, а другим устраивают многолетние мытарства. И чем дольше длилась наша беседа с Пановым, тем явственнее проступало единомыслие его с Зубрием.

Андрей Александрович:

- Согласно Положению, претендент на звание должен снискать широкое общественное признание. Понимаете: широкое!

Виктор Петрович:

- Рецензий архангельской прессы и популярности у наших зрителей недостаточно. Но драмтеатр пятнадцать лет - пятнадцать! - не был на гастролях. Потому Бынову и не знают в России. А Молодежный театр все эти годы гастролировал, в том числе и за границей.

Ну, если широкое общественное признание толковать как географическое понятие, то вот вам факт. В 2004 году ломоносовцы представили свой спектакль "Поздняя любовь" на сцене Малого театра. Процитирую отзывы столичной прессы. "В роли Фелицаты Шабловой Людмила Бынова дала ту яркость и полноту красок Островского (не акварель, а масляную живопись), тайну которых хранит в своих генах, в исторической памяти старшее поколение мастеров". И еще: "Актерские работы Людмилы Быновой (Фелицата) и Натальи Латухиной (Людмила) вызвали серьезный интерес".

И все-таки почему же Архангельску отказывают в праве иметь широкое общественное мнение? Гастрольный успех - это конечно хорошо, но гораздо дороже - и труднее! - десятилетиями сберегать доверие и уважение в родных пенатах. Потому удивительно слышать:

- Какой вклад в культуру России внесла Бынова ?

Возьмем только один факт. В 90-е годы всеобщего распада наш драмтеатр погибал у всех на глазах. Длительное время не было художественного руководителя, труппа стремительно таяла, зрительный зал был признан аварийным, театр увяз в долгах... Председатель профкома Л. Бынова объединила людей на борьбу за спасение коллектива. И беды отступили.

Отвечая на вопрос о вкладе Людмилы Федоровны, хочу процитировать уже упомянутую Почетную грамоту министерства культуры и Российского профсоюза работников культуры: Л. Ф Бынова отмечена ею "за многолетний плодотворный труд и достигнутые успехи в области культуры и искусства".

Последний вопрос А. А. Зубрию:

- Рассматривалось ли пятого апреля на коллегии "дело Быновой"?

- Нет. Раз театр настаивает на присвоении ей звания, то мы отправили документы в комиссию министерства.

Это за три дня до заседания коллегии. Переложив решение на чужие плечи, "ответственные лица" расписались в собственной безответственности. Апофеоз амбиций, корпоративности интересов и недостаточной компетентности...

Для северян Людмила Федоровна Бынова была и остается истинно народной артисткой России.

Нина ОРЛОВА,

Заслуженный работник культуры РФ.



Вернуться назад