Главная > Северный Комсомолец > "Нужно хорошо знать правила, чтобы потом их нарушать"
"Нужно хорошо знать правила, чтобы потом их нарушать"31/08/07, 00:00. Разместил: admin |
Однако и архангельские зрители ждут встречи со своим любимым театром. Конечно, все у нас знают, что он известен в России, дважды удостоен престижной премии "Золотая маска". Но по-настоящему-то любят не за награды, а за доброту души. О том беседовали мы на днях с заслуженным деятелем искусств РФ, художественным руководителем театра Дмитрием Лоховым. - Дмитрий Александрович, в вашем театре, буквально с порога, публика чувствует открытую доброжелательность. Мнение горожан: здесь по-домашнему теплая атмосфера. Может, это особенность искусства кукольников? - Приятно слышать такие отзывы. И, безусловно, специфика искусства влияет на работников театра. У нас с давних пор установилось: создание ансамбля, как в спектакле, так и внутри коллектива - вот одна из главных задач. Живое общение и со зрителями, и друг с другом. Но это не означает, что у нас все благостно. - Вы работаете здесь почти сорок лет. А ведь театр - организм очень сложный... - Это как спектакль, который я ставлю уже многие-многие годы. И происходит соответствующая реакция. Для меня важны нормальные взаимоотношения с директором, администрацией театра. Чрезвычайно важен человеческий контакт с каждым из актеров. Вовремя понять, в любой ситуации помочь... В коллективе нашем крепкое ядро. Это люди старшего поколения, с большим жизненным и творческим опытом: заслуженные артисты РФ Ростислав Киселев, Светлана Михайлова, Нина Туманова, Вера Никитинская, Александр Чуркин, артисты Галина Ястребова, Олег Шиняев... У нас замечательные помощники режиссера, одновременно и актрисы Валентина Родькина и Татьяна Горшенина. Много трудятся заслуженные работники культуры РФ - педагог Марина Мельницкая и заведующая литературной частью Светлана Логинова. И особо хочу сказать о главном художнике театра, заслуженном художнике России Елене Николаевой - она человек творческий, талантливый, очень требовательна и к себе, и к коллективу. Естественно, что с такими людьми многие проблемы преодолимы. - Поговорим о проблемах. Известно, что лицо театра - его репертуар. Однако настоящей кукольной драматургии в стране давно нет! - Сочиняем сами, за исключением, конечно, чеховской "Чайки". Появляется какая-то идея, тема, и сюжет вырастает в процессе работы. Подключаются все: художник, завлит, педагог, актеры... Репертуар у нас настолько большой, что за сезон отыграть весь не успеваем. Только для взрослых зрителей - около десяти спектаклей. Правда, сейчас у нас есть с этим проблема: наш ведущий артист Михаил Логинов, став режиссером, уехал в Кострому, поэтому взрослый репертуар будем показывать реже, но постараемся, чтобы каждый спектакль был событием и для публики, и для театра. - Не случайно зрители говорят: в театре атмосфера семьи. - Мы очень дорожим этим. С каждым годом все больше убеждаемся, что атмосферу эту надо сохранять - в противовес тому, что происходит во многих семьях. Упорно настаиваем на семейных просмотрах спектаклей. Очень ценно, когда дети приходят к нам вместе с родителями. Формы работы с ними могут быть разными, но главное: театр - это как институт общения. Несколько десятилетий у нас действует семейно-зрительский клуб "ТОЛК" - "Театральное общество любителей кукол". Восстанавливаем и связи со школами - в годы всеобщего развала эти контакты почти прекратились. Теперь проводим для учителей встречи, на которых показываем отрывки из спектаклей, беседуем о воспитании детей. Педагоги становятся нашими зрителями, приходят вместе с учениками. Все это продолжится в новом сезоне. - Открытие сезона запланировано на конец сентября. А первая премьера - спектакль для детей "Волшебные сказки Попугая" - будет представлена позднее. Не является ли это нарушением традиции? - На подготовку каждого спектакля уходит не менее полугода. Работу над "Попугаем" начали в феврале, но потом пошли задержки, перерывы. Мы не можем, не имеем уже права искус-ственно ускорять работу. Куклы, оформление спектакля, свет, музыка - абсолютно все должно быть выполнено на высоком профессиональном уровне, должно быть органично. - Как это воплощается в работе с артистами? - Моя задача - помочь актеру выразить свою позицию, а не следовать слепо за режиссерской концепцией. Если ты не выражаешь себя, то нет и смысла в театре. В работе над "Чайкой" повторял актерам: театр - не музей, мы должны соединить традиционные ценности культуры с сегодняшними. Поэтому требования к актерам: необходимы способности и желание вступить в эту игру, отлично владеть ее языком, знать традиции и понимать, во что играешь. Остальное откроется. -Требования все выше. А зарплаты в наших театрах мизерные... Но ведь не везде так! В Вологде, например... - Ну, Вологда хорошо финансируется. Да почти повсюду в стране театры получают губернаторские надбавки к зарплатам. Мне известны лишь несколько областных центров, где таких надбавок нет, и в числе их - Архангельск. На те деньги, которые отпущены работникам нашего театра, прожить невозможно. У нас почти все актеры, звукорежиссеры, осветители и другие сотрудники вынуждены еще где-то зарабатывать. Это создает дополнительные трудности. Например, нам надо ехать на фестиваль, а звукорежиссер говорит: "Меня директор фирмы не отпускает". Упрашиваем директора фирмы...У технических работников ставки настолько малы, что люди, продержавшись годик, уходят. Но можно ли считать лишь техническими работниками, например, мастеров, делающих кукол, бутафоров, художников по свету? Все это творчество. Мы могли бы иметь очень сильную труппу. Театр наш в стране знают, у нас есть что играть, поэтому приехать в Архангельск готовы отличные артисты. И мы приняли бы их, разумеется, не увольняя кого-то из своих, а укрепили бы актерский состав. Но не можем дать ни достойной зарплаты, ни жилья. Нет квартир у театра! Сами подготовили семерых артистов - из них две молодые актрисы уже ушли. Сейчас мы, как и другие коллективы, излагаем на бумаге концепцию развития театра, велено продумать до 2016 года. Потом все эти концепции объединят в общую, областную, и составят программу. И вот формально пишем: формирование труппы. А кем и как сие осуществлять?! - В будущем году Архангельский театр кукол отметит свое 75-летие. Но, похоже, что настроение не предъюбилейное? - Да в том-то и радость, что в коллективе абсолютное большинство не жалуется на трудности. Главное - творчество. Идей много, есть очень интересные планы. После новогодних праздников начнем подготовку к юбилею. Будет спектакль, посвященный нашему театру. - С какой целью труппа едет в Рязань? - Это традиционный, самый интересный фестиваль кукольников. Не конкурсный, без борьбы за лауреатство. Собираются театры, критики. Есть широкая возможность для общения, знакомства с новыми тенденциями в творчестве. - Сейчас в сценическом искусстве столько "новаторства", за которым не заметишь ни единой свежей мысли, что поневоле тянет к театру традиционному. - Часто говорю своим актерам, особенно - молодым: "Нужно хорошо знать правила, чтобы их потом нарушать". Беседовала Нина ОРЛОВА.
Вернуться назад |