Главная > Северный Комсомолец > Страшно, если "Уроки добра" прошли для нас даром
Страшно, если "Уроки добра" прошли для нас даром21/09/07, 00:00. Разместил: admin |
Педагог Ольга Братюк два года готовила Свету и Сашу к тому, что однажды они пойдут в школу вместе с остальными детьми. В этом учебном году они должны были влиться в классы новодвинской коррекционной школы №5: Саша - в первый, Света - в третий. Именно в пятой школе в последние годы базировался "Лучик надежды", проект Ассоциации по защите прав детей-инвалидов. Несколько лет назад проект гремел по всей области, о нем писали и снимали сюжеты практически все областные СМИ, познакомиться с его опытом приезжали специалисты из других регионов и из-за рубежа. "Лучик" на самом деле получился уникальным. Уникальным тем, что в нем не только подготавливали для интеграции в общество детей-инвалидов, - специалисты "Лучика" еще и выворачивали идею интеграции наизнанку: они общество, "нормальных" школьников, их учителей и родителей, подготавливали к тому, что к ним придут "другие" дети. Они "других" детей превращали в "своих". Это превращение называлось "Уроки добра". Так в "Лучике" остались две девочки, Саша и Света, остальные дети прошли реабилитацию, благополучно включились в учебный процесс. Ольга Братюк и руководитель Ассоциации Ольга Яковлева обратились к администрации школы: давайте девочки будут учиться вместе со всеми, мы сопровождающих к ним прикрепим... В администрации им ответили, что не против, но протестуют родители "нормальных" учеников. Хорошо, есть еще вариант: создать отдельный класс из Саши и Светы - хотя бы так они смогут видеть других детей, общаться с ними. И еще это значит, что обучение девочек так или иначе будет предусмотрено в школьном бюджете, что педагоги, которые с ними станут заниматься, получат за это заработную плату. Теперь вокруг отдельного класса ломаются копья. В интервью Пятому каналу директор школы Надежда Байкова заявляет: класс будет. То же самое обещают уполномоченному по правам человека Надежде Ахраменко, когда она, потрясенная ситуацией, срочно собирает в школе "круглый стол". А в этот понедельник на собрании коллектива директор говорит о нехватке помещений, показывает письмо Министерства образования, датированное 2003-м годом и гласящее, что класс - это больше двух человек; в разговоре с Ольгой Яковлевой - ссылается на устав своего учреждения, в котором написано, что дети-опорники в школе №5 учиться не могут, и на решение медико-педагогической комиссии - Саше и Свете показано индивидуальное обучение. И получается: формально - права директор... Правда, архангельский юрист Елена Шинкарева рассказала мне, что существует типовое положение о специальном коррекционном образовательном учреждении. В этом положении нет каких-либо ограничений по минимальному числу учащихся, необходимому для открытия специального класса в школе. Есть максимум - шесть, двенадцать, шестнадцать человек для разных типов классов. Минимума - нет. Из разговора с ней я поняла, что новодвинский случай - не из ряда вон выходящий. Елена часто повторяла слово "система" - система социальная, образовательная, медицинская, любая другая управленческая, с которой очень больно сталкиваются дети-инвалиды. Еще стало понятно, что у нас несовершенное, не до конца продуманное законодательство - и что это не самое страшное. Законодательство, систему управления можно доработать. А вот как дорабатывать то, что называется человеческой психологией, когда даром проходят "уроки добра"... Светлана ГАВРИЛОВА. КОММЕНТАРИИ "ХОЧЕТСЯ ВЕРИТЬ, ЧТО МЫ СМОГЛИ ПОСТРОИТЬ МОСТИК" Надежда Ахраменко, уполномоченный по правам человека (понедельник, 17 сентября): - Когда я узнала о нарушении прав детей-инвалидов в доступности образования, я немедленно связалась с начальником отдела образования мэрии Новодвинска Ириной Воловой и директором школы Надеждой Байковой, предложила собрать всех причастных к этой истории, и 6 сентября мы собрались в школе за "круглым столом". Знаете, до обидного больно, что мы не умеем еще вести диалог по проблеме, особенно по той, что касается детей... Есть конфликт между Ольгой Васильевной Яковлевой и коллективом школы. Они не взаимодействуют, не дружат, хотя находятся под одной крышей. В чем там дело, я не разбиралась: для меня важнее были девочки. Да, медико-педагогическая комиссия рекомендовала им на 2006-2007 учебный год индивидуальное обучение. Но есть право родителей самим выбирать форму обучения своих детей. И представьте - девочки очень стараются, их педагог Ольга Братюк говорит, что они перспективные... А первого сентября сесть с утра за парту смогли только после того, как ушли другие дети. У директора, что греха таить, административный подход: это не положено по инструкции и все. Но легче всего действовать по инструкции... А приблизить ситуацию к себе, понять и попробовать все же решить проблему - видимо, ей не захотелось, или - не удалось. Хочется верить, что мостик мы смогли построить. Ирина Волова пообещала, что помещения найдут, Ольге Братюк предложили написать для девочек учебную программу, их обучение будет предусмотрено в школьном бюджете. Я готова обращаться в областной департамент образования и науки, если возникнут проблемы с финансированием. Самое важное: мы единогласно пришли к тому, что для этих девочек должен быть создан класс. "РОДИТЕЛИ ХОТЯТ, ЧТОБЫ ИХ ДЕТИ РОСЛИ В ОБЩЕСТВЕ" Ольга Яковлева, руководитель Ассоциации по защите прав детей-инвалидов (четверг, 20 сентября): - Во вторник состоялась медико-педагогическая комиссия. Девочкам было рекомендовано индивидуальное обучение. Индивидуальное обучение означает, что педагог Ольга Сергеевна Братюк сначала занимается с одним ребенком, потом девочку забирают на музыкальные занятия и лечебную физкультуру, в это время Ольга Сергеевна занимается с другой. То есть родители, а точнее бабушки, так как родители днем работают, должны приводить детей всего на полтора часа. Этого мало. Конечно, такое расписание родителей не устраивает. Не устраивает это и педагога ЛФК, которая отказывается заниматься с детьми, так как не получает за это зарплату. И мы ее понимаем... Нужно сказать, что решение медико-педагогической комиссии носит рекомендательный характер, это не истина в последней инстанции. Родители хотят, чтобы их дети учились и росли в социуме! И я буду стоять до конца - класс должен быть открыт. "ПРАВА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НАРУШАЮТСЯ ЧАСТО" Елена Шинкарева, юрист: - Ребенку не может быть отказано в праве обучаться в школе. Последние изменения в законе об образовании, принятые в 2007 году, гласят: каждый имеет право учиться в школе по месту жительства. Далее, есть закон о социальной защите инвалидов, где говорится: школа обязана создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Определенные пробелы и нестыковки в законе остаются. Нам не хватает некоторого механизма финансирования дополнительных образовательных услуг (а для этого необходимо в федеральном законе закрепить право на специальное образование). До сих пор в критериях установления инвалидности, утвержденных Минздравсоцразвития, остается термин "неспособность к обучению", который противоречит Конституции России и закону РФ "Об образовании". И нужна помощь самим педагогам. Потому что те специалисты, которые сегодня выходят из обычной системы подготовки педагогических кадров с дипломом учителя истории, математики, начальных классов, - они, как правило, не знают, что им делать с ребенком, у которого есть особые образовательные потребности. Важно выстроить все так, чтобы люди могли реально работать. Это, опять же, задача системы управления образованием. Есть другой больной вопрос - психология людей, предвзятое отношение и собственные ограничивающие установки... В разных регионах нашей страны пытаются вводить интегрированное образование. То есть в школе обычного типа открывается специализированный класс. В Архангельске, например, это школа №5. В Самарской области принят ряд нормативных актов, которые прямо определяют интегрированное образование как приоритетное. Подобные нормативные акты существуют в ряде территорий Северо-запада. В Архангельской области, к сожалению, пока такого нет. На мой взгляд, права детей-инвалидов в сфере образования нарушаются часто. Школа, как правило, физически недоступна для таких детей. Недавно уполномоченный по правам человека Лукин в своем докладе о соблюдении прав детей-инвалидов в РФ назвал цифру: около двухсот тысяч детей-инвалидов школьного возраста в стране до сих пор исключены из системы образования...
Вернуться назад |