Главная > Северный Комсомолец > Мольер - красивый сам собою...
Мольер - красивый сам собою...7/12/07, 00:00. Разместил: admin |
Мольер - гений. Эта мысль приходит сама собой буквально в первые минуты спектакля. Зал хохочет местами до слез. Классика жанра. Все наши нынешние мастера юмора выглядят жалкими ремесленниками. Сюжет пьесы известен всем, ведь произведение из школьной программы. Наследник купеческого рода г-н Журден стыдится своей родословной и очень хочет облагородиться. Он нанимает учителей танцев, музыки, фехтования, философии, а также лучшего портного. Конечно же, за его деньги они делают из него посмешище. Журден не останавливается на достигнутом и в этом направлении двигается дальше, используя любые способы, становясь все смешнее и нелепее. В среду, когда мы смотрели премьеру - это был первый прокат спектакля. Конечно, всегда в таких случаях идут "притирки". Наверное, спектакль в будущем выпрямится. Но в тот день казалось, что он поделился на несколько частей - по темпу исполнения, игре, актерскому настрою. Условно первая часть. Там, где Журден (Сергей Чуркин) занимается со своими учителями. По сути, нам показывали музыкальный спектакль. Сергей Чуркин свою роль сразу заявил как гротескную, порой возникала опасность, что еще чуть-чуть - и он "пережмет" ее до клоунады. Но чувство меры ему, к счастью, не изменило. И импровизировал он по большей части удачно. Его Журден простоват, прямодушен, но в общем симпатичный. Ему невольно сочувствуешь - столь он искренен в своем желании стать благородным господином. Видно, как Сергей Чуркин внутренне раскрепощен, свободен. Он плавает и "брассом", и "кролем" и "по-лягушачьи". Это его стихия, на сцене он у себя дома. Безусловно, это удача актера и режиссера. Правда, несколько смущал возраст нашего Журдена - Сергею нет и сорока, а выглядит он на все тридцать три. Но будем считать, что г-н Журден сохранился так хорошо от хорошей же жизни. В самом начале спектакля, вот в этой первой условной части, мы увидели очень слаженный актерский состав. Учитель танцев (Александр Дубинин) будто создан для этой роли. Его "па" были головокружительны, сам он порхал, как мотылек. Учителя музыки играл Андрей Калеев - очень талантливый и опытный актер. И у него все хорошо, но было ощущение, что роль ему будто "жмет", ну как не совсем разношенные башмаки. Но нет сомнений, он ее разносит. И это будет очень хорошая работа. Учитель фехтования (Михаил Андреев) - на своем месте. Удачно вписался в роль учителя философии Андрей Москаленко. Этот мужской ансамбль театра драмы просто радовал своей игрой. Было много музыки, танцев, что-то празднично-карнавальное витало в воздухе - возможно, от обилия масок, в которые были одеты слуги. Это оправдывало и некую буффонаду - все вроде и правда, и вроде игра... Но потом темп действия замедлился. Женский ансамбль оказался не столь искрометным. Что-то не так было со служанкой Николь (Елена Смородинова). Отличная актриса, которая просто блистала в сложных классических ролях, здесь будто не находила себе места - видимо, от этого много кривлялась и говорила писклявым голоском. Может быть, это не ее роль? Так мы рассуждали с коллегами - в тот день у нас получился редакционный культпоход в театр. Невольно делали перестановки. А если Татьяну Боченкову, играющую роль благородной дамы, поменять местами с Еленой Смородиновой? Извините, за бестактность, Петр Анатольевич. Конечно, режиссеру виднее, но было непреодолимое желание что-то поправить на "женской половине" вашего спектакля. Боченкова, с другой стороны, и неплоха - но чего-то не хватает. Можем же мы зрители так покапризничать? О Марии Беднарчик, играющей Люсиль, дочь Журдена, можно с уверенностью сказать одно - она молода! А вот, признаться, возраст Людмилы Советовой, которая играла роль жены такого уж слишком молодого Журдена, поначалу смущал. Но это пока актриса не появилась на сцене. Она представила такое безупречное декольте, а также осанку и выправку, что все сомневающиеся просто онемели. Пусть совсем уж молодые смотрят, завидуют и учатся. Клеонт и Ковьель - женихи хозяйской дочки и ее служанки (Александр Нестеров и Владимир Нерадовский) - хоть время от времени слова жевали, но спектакль все же не испортили! Об одной роли хотелось бы сказать особо. Это роль Доранта - благородного господина, который облапошивает Журдена. Играет его Владимир Кулаков. Блестяще! Десять баллов из десяти возможных. Когда на сцене одновременно появлялись Кулаков и Чуркин, можно было смело представить, что это столичная сцена. Костюмы для спектакля сделаны с большими затеями. Приятно осознавать, что тебя, зрителя, уважают и думают над каждой деталью, верят: ты не глупый, заметишь и оценишь. Возможно, заметили и оценили мы не всё, но то, что костюмы играли вместе с актерами, при этом весьма органично, было очевидно. Они сделаны из гобелена. У каждого свой рисунок, сначала не очень бросающийся в глаза. У учителя танцев, например, это бабочки, у философа - книги и так далее. Немного смущал уж очень нарочитый костюм самого Журдена. А потом подумала - я доверяю вкусу художника по костюмам Любови Подгорбунской, если она считает, что это возможно - значит, так оно и есть. Музыка, оформление - всё тоже органично. Театр может принимать поздравления - Мольер пришелся ко двору, то есть к сцене... Светлана ЛОЙЧЕНКО
Вернуться назад |