Главная > Северный Комсомолец > За нерадивого губернатора ответит регион
За нерадивого губернатора ответит регион22/09/06, 00:00. Разместил: admin |
Тематика встречи действительно оказалась актуальной. На президиуме представили новую систему оценок работы губернаторов из 138 пунктов. Это те критерии, которые можно оценить цифрами. Например, объем средств, который выделяется на здравоохранение в расчете на одного жителя, уровень заболеваемости в соответствующем регионе, уровень детской смертности, наполняемость классов в общеобразовательных школах, количество затрат на одного ученика и т.п. Полученная губернатором оценка может напрямую повлиять, например, на распределение трансфертов. Подсчет будет вести Росстат. Увидеть, на каком месте регион находится в общероссийском рейтинге, как уверяют, сможет каждый. Развил тему зампред правительства Александр Жуков: "Сейчас мы изменяем принцип и начинаем поощрять те регионы, которые лучше работают, лучше развивают экономику, лучше формируют собственную налоговую базу. Думаю, что и здесь при анализе показателей эффективности расходования бюджетных средств также можно применить метод поощрения тех регионов, которые делают это более эффективно, с лучшими конечными результатами. Главы регионов выразили новации свою поддержку. "Если это будет принято в рамках страны, то это будет правильно. Надо во многом стимулировать руководителей субъектов к тому, чтобы регионы лучше работали", - утверждает губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Губернатору Краснодарского края, конечно, такая инициатива выгодна. Сам-то Александр Николаевич всегда был в числе передовых. Следовательно, возглавляемый им регион может уверенно рассчитывать на дополнительные преференции из федерального бюджета. Никто не спорит - руководителей субъектов необходимо стимулировать. Смущает другое: почему за неповоротливость глав-аутсайдеров де-факто будет отвечать население регионов? Как иначе можно объяснить тот факт, что регионы, губернаторы которых не столь трудолюбивы, трансфертов из бюджета получат меньше. Ведь эти деньги предназначены отнюдь не главам, даже зарплата последних от них никак не зависит. Федеральные средства нужны на обеспечение потребностей жителей регионов. Сегодня же есть объективная опасность - федеральная инициатива может вылиться в элементарное "недополучение" частью регионов средств из федерального бюджета. Механизм ответственности понятен в том случае, когда губернатор назначен - его можно снять как не справившегося. А вот что делать с избранными главами, которым, допустим, работать ещё года два, а успехов в своей работе они не добились? И, следовательно, получили негативные оценки по установленной шкале эффективности? Неужели возглавляемые ими регионы на протяжении этих лет будут регулярно недополучать федеральных трансфертов? Получается, что жители отстающих регионов автоматически становятся ответственными за тех, кого избрали? Но как было не избрать! Голосовали-то за обещания лучшей жизни. Взять, к примеру, архангельского губернатора Николая Киселева. Будучи кандидатом, Николай Иванович обещал многое: достойный заработок для медиков, учителей и работников культуры, рост производства в областном АПК. Попутно заверял: "Строить будем обязательно. Дома для молодых специалистов, для переселения из ветхого жилья, для многодетных. Конечно, это будут не хоромы, а вполне недорогое жилье. Строители, отрасль которых сегодня почти загублена, обещают использовать технологии, которые позволят возводить жилье быстро и недорого. Для молодых рассмотрим программу уменьшения долга за квартиру с истечением лет работы в бюджетной сфере, с рождением детей". А как не поддержать человека за такое обещание: "Нужно уберечь северян от роста тарифов. Повышение должен взять на себя областной бюджет. А для этого пусть власть поработает и наполнит его, работая, а не кукарекая...". Люди, естественно, в обещания поверили. А вот то, как они исполняются, не контролирует никто. Конечно, есть СМИ и общественность. Но все, что они могут, - только "попенять" лицу избранному: вот, мол, батенька (или матушка), вы ж, помнится, обещали... Губернаторы, впрочем, со временем все до единого станут назначенцами. Но есть еще мэры и депутаты. А почему бы ЦИКу не выйти с законодательной инициативой об ответственности избранных лиц за исполнение своих обещаний, а избирательным комиссиям не взять на себя контроль за их исполнением? Иначе, никто из избранных - будь то губернатор, мэр или депутат - не станет нести ответственности за свои обещания. Избиратели же каждый раз будут чувствовать себя обманутыми. Впрочем, мы отвлеклись, вернемся к новой региональной политике. В конце недели она получила свое развитие из уст полпреда Президента в ЮФО Дмитрия Козака. Полномочий регионам, убежден полпред, "необходимо давать больше, только давать не под честное слово, как у нас привыкли, а с соответствующим механизмом ответственности". "Полномочия - это, прежде всего, ответственность!" - подчеркнул полпред. Ответственность перед кем? На наш взгляд, в первую очередь перед жителями регионов. А как думаете вы? Дмитрий ДУНАЕВ, фонд Перспектива, www.arhperspectiva.ru КРЕПИСЬ, НЕРАВЕНСТВО ТРУДЯЩИХСЯ! Согласно данным Росстата, разрыв в зарплатах между 10 процентами наиболее и наименее оплачиваемых работников в РФ увеличился до 25,3 раза. Показательно, что растет и динамика увеличения средней заработной платы в группе 10 процентов наиболее оплачиваемых работников по сравнению с такой же по численности группой наименее оплачиваемых работников. Таким образом, можно констатировать, что наряду с общим повышением уровня жизни в стране все возрастающими темпами растет и социальное неравенство. Наибольший разрыв наблюдается в оптовой и розничной торговле (32,7 раза), финансовой деятельности (31,4 раза), предоставлении услуг (28,2 раза). Наименьший - в электроэнергетике, газо- и водоснабжении (11,5 раза), на транспорте (13,8 раза). Надо отметить, что, по данным Росстата, менее 5 тыс. руб. в России получают 35,8 процента работников, на них приходится всего 10,7 процентов всех зарплат (см. график). Более 25 тыс. руб. получают лишь 5,4 процента, но на их долю приходится более 25 процентов "общероссийского фонда заработной платы". Замдиректора Института экономики РАН Александр Рубинштейн считает, что увеличение разрыва в доходах - "беда всей российской экономики". "В странах Скандинавии он в среднем составляет от 3,5 до 4 раз, в США - 10 раз. То, что в России эта цифра достигает 25, говорит о глубоком неравенстве и крайне неэффективной экономике". К сожалению, мы не располагаем данными о разнице в оплате труда на территории Архангельской области, однако показательно, что средняя зарплата чиновников обладминистрации в 2,5 раза выше, чем средняя зарплата по области в целом. Дмитрий ДУНАЕВ.
Вернуться назад |