Главная > Северный Комсомолец > "Потому что у них больше адреналина в крови"
"Потому что у них больше адреналина в крови"13/01/06, 00:00. Разместил: admin |
Но разговор мы начали с Устава - почему вокруг него столько неразберихи? - Александр Петрович, ведь этот важный документ, прежде всего, должен отражать и защищать интересы горожан. - Самое главное заблуждение, которое, видимо, формируют и средства массовой информации, это то, что Устав - документ народный, обращен к жителям города... - Но городская власть нас тоже в этом уверяла. - На самом деле, Устав города можно сравнить, и это будет объективно, с уставом предприятия. Люди, работающие на предприятии или в учреждении, много ли знают об уставе, по которому живет их учреждение или завод? Устав города определяет, какие органы надо сформировать, какие полномочия предоставить этим органам, что такое муниципальная служба. Устав не регулирует отношения в обществе или экономику города, он не даст больших прав и не уменьшит полномочий горожан в управлении городом. - Зачем тогда проводились публичные слушания? - Просто надо было выполнить закон, который говорит, что все поправки в Устав должны пройти публичные слушания. - Значит, это была заведомая формальность? - Да, формальность. А на самих слушаниях люди говорили об их правах и возможностях по управлению городом. Но их пожелания противоречили федеральным законам, которые и определили формат Устава. Особых возможностей его изменить у нас нет. Единственное, что мы можем определять довольно свободно - это взаимоотношения между мэром и горсоветом в части управления городскими ресурсами. - Вот на этой "вольности" как раз и возник спор. - Да, мэр не согласился с тем, что горсовет часть управленческих функций хотел бы взять на себя. - А зачем эти функции горсовету, у него и так забот достаточно? - Через горсовет это управление было бы более публичным, более прозрачным. - Значит, все же речь идет о защите наших прав? - Кстати, это может сделать и мэр, объявляя и проводя конкурсы на замещение должностных лиц. Но все последние назначения прошли странно. Объявления были, а конкурсов не проводили. И у мэра, и у горсовета есть возможности сделать процедуру назначений прозрачной, и, думаю, она бы устроила горожан. - Тогда в чем же дело? - Но, если мы руководителей городских предприятий согласовываем на горсовете, то тогда автоматически процедура становится гласной. Если же эта процедура полностью в руках мэра, то гласной он ее может делать только по своему желанию. - То есть, может делать, а может не делать. - Да. И в этом крохотном противоречии заключается часть того противостояния, которое существует между мэрией и горсоветом. - Город сейчас как-то от этого страдает? - Не думаю, что тут есть какая-то проблема для горожан. Просто ситуация консервируется еще на месяц, два, три. Конечно, вопрос по Уставу будет вынесен и на сессию, которая начнет работу 31 января, горсовет примет необходимое решение. Если мэр наложит вето, вопрос с Уставом может тянуться до марта. - Александр Петрович, в горсовет вы вернулись спустя двенадцать лет. Сильно ли отличается он от того, который вы возглавляли? - Я отношусь к людям, которым за пятьдесят, а сегодня пришли в политику пассионарии, которым под сорок. Между нами не такая большая разница в годах, но между нами - эпоха в воспитании. Сегодня во власть приходят люди, воспитанные не при социализме. Основные жизненные устои они впитывали во время перестройки. И у нас, в результате, разные критерии и оценки. - Чем они отличаются? - То, что мне представляется правильным, у них может быть сомнительным. То, что я считаю полезным, они могут посчитать никому не нужным. - И что же в таком случае делать? - Подстраиваться. - Но почему? Потому что их больше? - Потому, что я из поколения уходящего. Они из поколения приходящего. Если я не перестроюсь, если я не приспособлюсь к той морали, которая преобладает в поколении приходящих, то мне придется просто отойти в сторону. Причем нельзя оценивать изменения в морали как положительные или отрицательные. Оценки по определению будут субъективны, а значит, неверны. - Значит, вы должны эту мораль принять? - Так вопрос никто не ставит. Но понять и разобраться я обязан. - Но почему бы и им не подстроиться под вас, я имею в виду ваше поколение. Ну, хотя бы половина на половину... - Потому что они моложе, потому что у них больше адреналина в крови. Потому, что они пока не понимают, что тоже должны подстраиваться. Мы более опытны, значит, должны быть более гибкими. Ведь только войдя в этот круг, можно передать свой опыт, дать то, в чем они нуждаются. В том числе и опыт собственных ошибок, опыт ошибок поколения. Чтобы не повторять их. Мы формировались в ту эпоху, когда государство осуществляло огромный патернализм по отношению к людям. Государство должно было своих граждан обеспечить работой, квартирой и многим другим. Это определяло и задачи, которые стояли перед государством - строить жилье, формировать рынок рабочей силы и так далее. Те, кому сегодня тридцать, таких задач перед государством не ставят. Сегодня они государству предъявляют иные претензии. Надо понять какие. - И какие же? - Они определены еще со времен Древнего Рима: хлеба и зрелищ! И тема зрелищ становится все более актуальной. - Это видно у вас из окна. - Да, да. И, если я скажу, что сейчас в первую очередь надо озаботиться развитием промышленности, чтобы развивать рабочие места, меня могут не понять. Значит, надо развивать иные подходы в управлении городом - нравится это мне или нет. Принять эти новые методы как данность. И из этого строить свое видение социальной и экономической политики города. - Но из хлеба и зрелищ, хлеб-то на первом месте. - Но денег на все не хватает. И в Риме не хватало. - А от зрелищ эффект моментальный. - И часть общества их требует - если она их не получит, будет неудовлетворена, значит, общество расколется. Это всего лишь крохотный пример. Так что горсовет, в который я пришел, иной объективно. - Есть ощущение довольно глубоких кризисных отношений между горсоветом и мэрией. - Не между горсоветом и мэрией. Между горсоветом и мэром. - Может быть, это неплохо - работает система сдержек и противовесов. Если это не совсем антагонизм, конечно. - Понятие конфликта ведь емкое. Иногда конфликтом называют открытую войну, а иногда противоречия. Хотелось, чтобы у нас сохранялась ситуация противоречий. Как известно, противоречия являются движущей силой прогресса. Важно, чтобы они не перерастали в войну. А настрой депутатов такой, чтобы противоречия в конфронтацию не переросли никогда. Это тоже черта политиков нового поколения. Они более компромиссны, чем были мы, когда начинали. - Это хорошо? - Для города - это в данный момент хорошо. - А если говорить о демократии, когда ее было больше - тогда или сейчас? - Демократия - это не результат политического управления. Она определяется культурой народа. Поэтому есть некий заданный уровень демократии, который не меняется. Это как ванька-встанька, как бы его ни раскачивали, он все время восстанавливается. Сейчас уровни демократии перераспределяются - ее меньше на федеральном уровне и больше на уровне местного самоуправления. - Вот вы сказали, что в политику пришли люди, воспитанные в рыночных условиях. Но, к примеру, мэр, тем не менее, выпускает несколько бесплатных газет. Газета ведь такой же продукт. Представим, если бы возле "Сезонов" кто-то бесплатно раздавал продукты питания. "Сезоны" просто прогорели бы. - Отклонения есть в любую сторону. Мэр, как мест-ный политик тоже предстал неким отклонением от привычного стандарта. Оно вызвано субъективными факторами - уровнем образованности, культуры, стереотипами. Например, выпуск каждой бесплатной газеты чего-то стоит, личные деньги мэр вряд ли вкладывает. В бюджете этих денег нет. Следовательно, деньги эти достаточно мутные. Откуда они? Традиционный политик вряд ли решился бы на такой сомнительный шаг. - Почему это не может проверить горсовет? - Мы же не прокуратура. Мы вправе сделать вывод, что мэр в силу своей морали может принять их. Если ему кто-то дал, значит, дал не просто так, а за что-то. Значит, чем-то заплачено - землей, решениям. Сегодня деньги на издание бесплатных газет идут за счет услуг, которые оказывает город. Но подчеркиваю - это не характеристика поколения. Это характеристика конкретного человека. - Но похоже, что народу это нравится? - Народ пошутил. И народ всегда прав. А люди, которые идут во власть не всегда понимают, что за шутку народную при избрании придется заплатить избранному народом. - А чем платят за это? - Власть - это превентивный грех. Вот победил ты на выборах и четыре года отмаливай работой своей. Иначе потом это скажется на тебе или детях твоих, внуках. Посмотрите на людей, ушедших из власти, - разве душа их спокойна? - Значит, трудно устоять перед соблазнами, которые дает власть? - Я бы сказал - невозможно. И я им тоже поддаюсь. Значит, отрабатывать надо вдвойне... Беседовала Светлана ЛОЙЧЕНКО
Вернуться назад |