Главная > Недвижимость > В Архангельске почтили память участников союзных конвоев Великой Отечественной войны
В Архангельске почтили память участников союзных конвоев Великой Отечественной войны8/05/21, 23:27. Разместил: admin |
АРХАНГЕЛЬСК, 8 мая. /ТАСС/. Память участников союзных конвоев в годы Великой Отечественной войны почтили в субботу в Архангельске, участники клуба «Братство северных конвоев» возложили цветы к Британскому мемориалу на Кузнечевском кладбище и представили книгу «Архангельск: 100 дней войны». Как рассказал ТАСС член клуба, координатор акции «Бессмертный экипаж» Георгий Гудим-Левкович, издание посвящено событиям 1941 года и 80-летию прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш». «Восьмого мая, в день окончания Второй мировой войны в Европе, клуб „Братство северных конвоев“ организует возложение цветов на Британском воинском мемориале в Архангельске. Мы отдаем дань памяти нашим союзникам, которые плечом к плечу сражались с советскими солдатами и матросами против общего врага. Низкий поклон всем павшим на полях сражений, всем, кого не вернуло море», — сказал Гудим-Левкович. На Кузнечевском кладбище похоронены семь участников союзных конвоев из Великобритании. Самому молодому было 20 лет, самому старшему — 30. Трое были моряками, они умерли в госпиталях города, еще четверо были летчиками. Их разбившийся самолет был найден в 1991 году, британское правительство приняло решение захоронить останки членов экипажа в Архангельске. Ботинки и сапоги Участники «Братства северных конвоев» продолжают собирать информацию о событиях, связанных с союзными конвоями. Как пояснил Гудим-Левкович, документы появляются в свободном доступе как в России, так и в других странах, в частности в Великобритании и Германии. «Например, есть сайт о торговом мореплавании Великобритании. Там сложная система ссылок, недавно там появилась информация об одном из судов „Дервиша“ — „Лландстефан Кастл“, самое большое судно. Был выложен в открытый доступ рапорт капитана о походе в „Дервише“. Это реальный человек, который привел судно в Архангельск, и он потом в Адмиралтейство пишет отчет. Про Архангельск, как их встречали, что в порту, какие были проблемы», — рассказал собеседник агентства. Одно из открытий — сколько пар ботинок привез в СССР первый конвой. Казалось бы, мелочь, но обуви для советской армии катастрофически не хватало. «Во всех отчетах о „Дервише“, в наших документах, всегда идет, сколько тонн обуви привезли. Но смешно же — обувь в тоннах. Мы перевели английские отчеты 1941 года, где обувь указана в тысячах штук и тоннах. Это позволило пересчитать, что „Дервиш“ привез 300 тыс. пар ботинок. Это можно обуть 50 дивизий», — сказал Гудим-Левкович. Но история с обувью на этом не заканчивается. Англичане с первым конвоем привезли ботинки, которые для армии СССР в то время были экзотикой, и вопрос об обуви для военных решался на уровне глав Советского Союза и США, отметил собеседник агентства. Запрос был на сапоги. «Представитель американского правительства Гарри Гопкинс лично уточнял в Великобритании, есть ли у них russian boots, то есть сапоги. Британцы смогли поставлять только ботинки. Гопкинс докладывает Рузвельту. Ставится задача организовать производство сапог по русским лекалам, то есть с длинным голенищем. В Нью-Йорке находят сапожника, эмигранта из России, он делает лекала и колодки, — рассказывает собеседник агентства. — В течение месяца запускают фабрику, изготавливают оборудование и начинают выпускать именно сапоги, а не ботинки с обмотками, начинают поставлять в Советский Союз то, что было запрошено, — сапоги с портянками». Грузы первого конвоя Исследователи в этом году прояснили еще одну загадку первого конвоя. «Везде указывается, что „Дервиш“ вез 39 самолетов, но только 15 из них были британскими Hurricane, а 24 такие машины перелетели на Кольский полуостров с авианосца „Аргус“. Но на „Дервише“, помимо „Харрикейнов“, было еще действительно 24 самолета, только не британские, а американские Curtiss P-40 Tomahawk. При них с конвоем в Архангельск прибыл американский летчик-инструктор, лейтенант Герберт Зимке», — отмечает собеседник агентства. «При этом Америка в августе еще не вступила в войну, она на тот момент была нейтральная держава, — отметил Гудим-Левкович. — Я стал дальше копать и обнаружил, что еще один американский лейтенант Аллисон в Москве эти самолеты ждал с первого августа, целый месяц. И эти самолеты еще успели с нашими летчиками поучаствовать в битве за Москву», — продолжил он. Для «Кертисов» под Архангельском был выстроен специальный аэродром «Десятый километр» с деревянными взлетно-посадочными полосами. Для британских истребителей было достаточно грунтовых полос, а американские машины были в полтора раза тяжелее. В итоге они взлетели с «Десятого километра» и перелетели под Вологду. Сейчас на месте, где был создан аэропорт «Десятый километр», находится один из двух аэропортов Архангельска — Васьково. «Вот такая находка сложилась, когда сопоставили источники англоязычные и наши», — сказал собеседник агентства. Из наиболее важных грузов «Дервиш» доставил в СССР партию каучука. «Я долго искал, почему так важен был каучук, — рассказал представитель «Братства северных конвоев». — Танки Т-34, массовое производство которых начинало разворачиваться, имеют подвеску Кристи, так называемую свечную подвеску. Каждое колесо на рессорах — пружина, которая с каучуком сделана, без этого танк не поедет. Поэтому поставки каучука были принципиальны, 10 тыс. тонн привез «Дервиш». Участники «Братства северных конвоев» также заинтересовались тем, что увезли из Архангельска суда «Дервиша». При этом, рассказывает собеседник, нет ни одной достоверной фотографии «Дервиша» в СССР, только снимки «обратного» конвоя QP-1 уже в Великобритании. Суда «Дервиша» привезли из Архангельска лес — это был основной груз, как и следующих обратных конвоев. Под эти цели в Архангельске был построен специальный девиационный павильон для настройки судовых компасов. «Когда сюда шли конвои, они везли танки, самолеты, снаряды, в общем металл, — пояснил ТАСС краевед Сергей Терентьев. — Обратно они везли лес. Нужно было делать девиацию, потому что компас уже в таких условиях работает неправильно. Можно было видеть, как пароход крутится, курсы меняет, делает настройку компаса». Кроме того, «Дервиш» вез в Великобританию магнезит — он использовался как добавка при производстве брони, а также пушнину. Пушнина вообще была частью грузов обратных конвоев из СССР. «Например, судно „Родина“, которое погибло в 1942 году у Исландии, оно везло большой груз пушнины. Есть воспоминания о том, что эти ящики не тонули — пушнина ведь легкая», — пояснил Гудим-Левкович. Первые сто дней войны в Архангельске Многие из находок изложены в книге «Архангельск: 100 дней войны», презентация которой прошла в субботу в Северном морском музее Архангельска. Как рассказала ТАСС ее автор Светлана Ефремова, основная часть издания — это хроника того, что происходило в Архангельске с 22 июня по 29 сентября 1941 года. Издание основано на архивных документах Государственного архива Архангельской области, архива регионального УФСБ, материалах Центрального военно-морского музея (Санкт-Петербург), Архангельского областного краеведческого музея, музея истории Северного Арктического федерального университета, Исторического общества штата Мэн и Морского музея штата Мэн (США), документов из архивов архангельских семей. Как отметила Ефремова, основной темой стал голод в Архангельске. Ситуация с продовольственным снабжением была сложной еще до начала войны. «Архангельск снабжался централизованно, пшеницу же здесь не выращивали, — рассказала автор книги. — Например, в мае и июне 1941 года не пришел ни один вагон с хлебом, и город встретил войну, когда было всего 50 тонн муки. И впервые заговорили, что начинается голод, уже десятого июля. Это все есть в хронике». Многие факты хроники неразрывно связаны с конвоями. Как удалось выяснить, рабочие, которые строили железную дорогу из порта «Экономия», где разгружали конвои, к железнодорожной станции Исакогорка, в сутки получали суп всего из 50 г трески. На лесозаводах, с которых отправляли лес в Великобританию, рабочие получали в сутки 30 г муки и 3 г масла. «А надо было лес пилить, — отметила Ефремова. — В феврале 1942 года, когда ситуация была совсем плохая, не просто нормы были уменьшены, кормить людей просто было нечем, обком был завален телеграммами с лесозаводов: «Мы встали, потому что люди подняться не могут». Моряков на судах кормили по личному распоряжению руководства, в том числе знаменитого исследователя Арктики Ивана Папанина. «Начальник пароходства обратился к Папанину с тем, что люди идут в рейс и им надо выдать сухой паек. Спустя время, когда пароходы были отправлены, прокуратурой было возбуждено уголовное дело, потому что сухой паек был выдан за несколько дней до этого. И в объяснительной записке пишет начальник пароходства, что эти сухие пайки морякам были выданы с личного распоряжения Ивана Папанина в связи с тем, что 40% людей личного состава на судах с цингой», — добавила автор книги. Еще одна глава книги посвящена людям Архангельска в годы войны. В ней четыре раздела: о моряках и летчиках, о детях, о женщинах и об архангельской интеллигенции, рассказала автор. Летом 2021 года будет издан буклет, посвященный 80-летию прихода в Архангельск конвоя «Дервиш», который будет включать ряд неопубликованных документов. Он будет напечатан на двух языках — русском и английском. История конвоев 31 августа 1941 года в Архангельск из Великобритании пришел первый союзный конвой, позднее названный «Дервиш». Он состоял из семи транспортов в сопровождении боевых кораблей. С августа 1941 года по май 1945-го от стран антигитлеровской коалиции в СССР и обратно проследовало 78 конвоев, 1 тыс. 507 транспортов и танкеров (128 были потоплены или повреждены). В Мурманск и Архангельск было доставлено более 22 тыс. самолетов, свыше 13 тыс. танков, 13 тыс. орудий, 639 кораблей и другие важные грузы, в том числе продовольствие на сумму более $2 млрд, что обеспечило около 12% потребностей фронта и тыла. Арктический маршрут союзных конвоев (грузы доставлялись также по Тихому океану и через Иран) был самым коротким, но считался наиболее опасным. Он обеспечил более 90% поставок по ленд-лизу, однако до 15% грузов, отправленных этим маршрутом, затонуло из-за гибели кораблей. Вернуться назад |