Главная > Новости (RSS) > Траловый флот попал в оборот

Траловый флот попал в оборот


25/10/12, 19:41. Разместил: admin

Неожиданно в хедлайнеры недели выбилась темаприватизации небольшого по федеральным меркам предприятия — ОАО «Архангельский траловый флот», последнего 100% государственного актива в российской рыбной отрасли. «Развивать „Архангельский траловый флот“ сможет только эффективный собственник, — полагают эксперты, опрошенные агентством „Прайм“. — Причем, по их мнению, приватизация — это правильный путь с точки зрения повышения эффективности управления». Сначала была пресс-конференция главы Росрыболовства Андрея Крайнего, озвучившего позицию федерального Агентства по вопросу продажи ОАО «АТФ». Затем — бурная дискуссия, развернувшаяся во вторник, 23 октября, на общественных слушаниях в Минэкономразвития с участием представителей Росимущества, Федеральной антимонопольной службы, администрации Архангельской и Мурманской области. И наконец, публичное обсуждение в СМИ, в которое включились независимые эксперты и представители отраслевых ассоциаций. Кого не было слышно в этом хоре — так это самих рыбопромышленников. Потенциальных участников конкурса на обсуждение в Минэкономразвития не пригласили, а давать комментарии прессе представители бизнеса пока не готовы — ждут решения по условиям конкурса, которые должны быть объявлены буквально на днях. Тем временем Архангельский траловый флот тоже замер в ожидании — как решится судьба двух тысяч работников предприятия, выйдут ли весной в море суда или их бросят ржаветь в северном порту.

АТФ — это 20 судов, большая часть из которых требует капремонта. Это береговая инфраструктура — рыбоперерабатывающий завод, склады, холодильники и большое количество социальных объектов. Это десятки трудовых династий, судьба которых неразрывно связана с промыслом североморских рыб. От решения Правительства, в какой форме будет проходить приватизация, зависит не только будущее тралфлота, но и Архангельской области, для которой АТФ является системообразующим предприятием области и одним из основных налогоплательщиков. На прошедших 23 октября в Минэкономики общественных слушаниях банк-агент по приватизации Газпромбанк озвучил предложения по обязательным условиям конкурса: покупатель должен иметь выручку не менее 500 млн руб. в 2011 году, не иметь просроченной задолженности, владеть квотами на вылов рыбы или заниматься ее переработкой и консервированием, а также внести стопроцентную предоплату за актив. Таким условиям, считают в банке, соответствуют примерно 20 российских компаний. По мнению Росимущества, для такого специфического актива в отрасли, в которой ограниченное количество серьезных игроков, это является достаточным условием для наличия конкуренции и обеспечения прозрачности приватизационных торгов. При этом ФАС не исключает, что к приватизации будут допущены и иностранные компании. По словам начальника управления контроля иностранных инвестиций ФАС Армена Ханяна, ведомство предлагает изменить критерии и рассмотреть возможность допуска иностранных компаний, которые возможно имеют более широкую возможность к финансовым ресурсам с последующим возложением на них обязательств по выполнению бизнес-плана, по развитию АТФ. Логику организаторов конкурса можно понять — АТФ актив проблемный, одних долгов и кредитов, по разным оценкам порядка 1 млрд. рублей. Для того, чтобы реанимировать предприятие, собственнику нужно иметь собственный запас прочности, — отсюда справедливость требований по обороту компании и опыту работы в отрасли. Однако нельзя ограничиваться только финансовыми критериями, считают в администрации Архангельской области. Претенденты на актив должны представить собственное видение по развитию флота, обязательства по сохранению флота в Архангельске — там, где расположена береговая инфраструктура, выплате долгов и социальные обязательства. Главные опасения связаны с тем, что будущего собственника больше привлекают квоты, нежели развитие флота и рыбопереработки. Кроме того, если победителем будет признан другой владелец флота, «на следующий день после покупки на аукционе новый собственник АТФ выведет флот в Мурманск, что гораздо рентабельнее с точки зрения промысла и логистики, но тем самым он отрежет всю «социалку» в виде устаревшего холодильника и перерабатывающих мощностей, оставив без работы 350 семей. Поэтому в условиях приватизации, считают представители области, Росрыболовства и самой компании, надо заранее прописать социальные обязательства и условие невыведения флота из Архангельска. Понятно, что данные условия не устраивают ряд участников. В частности, президент СЗРК Геннадий Миргородский считает, что для государства, как и для любого собственника при продаже имущества, «главным должен являться вопрос цены, соответственно, самым оптимальным способом продажи является аукцион». Проверкой государства на социальную ответственность можно назвать будущую приватизацию. Если ставить во главу угла ценовой критерий, можно пополнить федеральную казну, но навсегда лишиться флота с почти столетней историей. «Необходимо, чтобы АТФ купили профессионалы из отрасли, имеющие достаточные средства для развития производственных мощностей флота, модернизации старых судов, строительства новых судов, в том числе на отечественных судоверфях, — считает глава „Рыбного союза“ Сергей Гудков. — Рыбодобыча остается сырьевым придатком и хотелось бы видеть, чтобы приватизация не только повышала экономическую эффективность, но и решали социальные задачи, чтобы были рабочие места, добавленная стоимость и налоги для решения социальных проблем». Единственный и самый щепетильный вопрос, который пока не обсуждался — это возможная сумма сделки. По мнению главы Росимущества Ольги Дергуновой, стоимость обременения инвесторов социальными обязательствами может сказаться на стоимости актива. При этом информация о долгах АТФ, а также об обременениях в виде инфраструктуры и тех рабочих мест, которые государство наложит на нового владельца, до сих пор не раскрыв ается.


Вернуться назад