Главная > Новости (RSS) > ВЦИОМ: БОИ ЗА ИСТОРИЮ
ВЦИОМ: БОИ ЗА ИСТОРИЮ21/10/09, 14:30. Разместил: admin |
Москва. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, интересуются ли
россияне историей нашей страны, какого мнения придерживаются о переосмыслении
исторических событий и их различной трактовке у разных народов, и допустимо ли,
с точки зрения наших сограждан, существование нескольких учебников истории
одновременно.
За последние два года интерес россиян к истории вырос: доля тех, кто в той или иной степени увлекается ей, увеличилась с 39 до 62%. Как правило, это высокообразованные респонденты (72%) и жители средних городов (68%). Одновременно, меньше стало тех, кто не проявляет интереса к истории нашей страны — с 54 до 38%. В основном это малообразованные россияне (54%), а также жители малых городов и сел (40—41%). По мнению большинства наших сограждан, оценка исторических событий должна быть единой и неизменной, а их переосмысление — недопустимо (60%). Так думают, в первую очередь, москвичи и петербуржцы (68%) и пожилые россияне (66%). Впрочем, почти каждый третий респондент полагает, что написание истории — бесконечный процесс и каждое поколение трактует ее с высоты своих знаний и настроений (31%). Такая позиция наиболее характерна для жителей средних городов (39%) и тех, кто моложе 34 лет (38%). 61% россиян уверены, что «национальные истории» недопустимы и историческая правда всегда одна. Такого мнения придерживаются, как правило, столичные жители (79%), а также сторонники КПРФ и «Справедливой России» (по 66%). 31% респондентов, напротив, считают, что ситуация, когда одно и то же историческое событие имеет разную трактовку в памяти разных народов - это, в основном, жители средних городов (39%) и приверженцы ЛДПР (33%). История — это наука и инструмент познания (66%). Только 26% опрощенных полагают, что история в принципе не может существовать вне политики и политической борьбы. Первую точку зрения поддерживают сторонники «Справедливой России» (73%) и те, кто очень интересуется историей (77%). Им оппонируют, как правило, приверженцы ЛДПР (33%) и те, кто никогда не проявлял интереса к истории (34%). Россияне имеют вполне однозначное мнение об учебниках истории для школ: 79% считают, что такой учебник должен быть единственным для всех школ, чтобы исключать путаницу и разноголосицу в головах учащихся. Как правило, так думают пожилые респонденты (86%) и южане (93%). В меньшинстве — те, кто допускает существование одновременно нескольких учебников истории, чтобы учителя могли выбирать, по какому из них учить детей (15%). Такой позиции придерживаются, в основном, 18—24-летние россияне (21%), уральцы и сибиряки (по 23%). За то, чтобы учебник истории был единственным для всех школ, выступают, в основном, те, кто очень интересуется историей нашей страны (84%). Одновременное существование нескольких вариантов таких учебных пособий допускают, как правило, те, кто никогда не увлекался историей (18%). Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 3—4 октября 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Вы в целом интересуетесь нашей историей или нет? (закрытый вопрос, один ответ)
2007 2009 Очень интересуюсь — читаю книги по истории, смотрю исторические фильмы, посещаю музеи 7 16 Интересуюсь время от времени — когда есть возможность и желание 32 46 Скорее не интересуюсь — в школе (институте) она была интересной, но теперь на неё нет ни времени, ни особого желания 36 27 Никогда не интересовался и сейчас не интересуюсь 18 11 Затрудняюсь ответить 6 1
В последние годы многие исторические события переосмысливаются, получают новую трактовку. Каково Ваше отношение к этому процессу? (закрытый вопрос, один ответ)
Всего опрошенных Возраст, лет 18—24 25—34 35—44 45—59 60 и старше Написание истории — это бесконечный процесс. Исторические события не могут в принципе иметь однозначной трактовки, ведь история пишется людьми и каждое поколение трактует ее с высоты своих знаний и настроений 31 38 38 33 29 23 Оценка исторических событий должна быть единой, неизменной и строго научной, не зависящей от времени. Следует однажды зафиксировать, как все на самом деле происходило в истории, и больше ничего не менять, не возвращаться к этому 60 54 56 59 62 66 Затрудняюсь ответить 9 9 6 8 10 12
Одни и те же исторические события в памяти разных народов часто выглядят по-разному. Например, Бородинскую битву считают своей победой и французы, и русские. А что Вы думаете по этому поводу? (закрытый вопрос, один ответ)
Всего опрошенных Тип поселения Москва и Санкт-Петербург Более 500 тыс. жителей 100—500 тыс. Менее 100 тыс. Сёла Это нормальная ситуация, каждый народ трактует исторические события согласно своим убеждениям, интересам 31 23 27 39 31 31 «Национальные истории» недопустимы. Необходимо соблюдать историческую правду, а она всегда одна 61 73 64 59 58 59 Затрудняюсь ответить 8 4 9 2 11 10
С каким утверждением Вы в большей степени согласны? (закрытый вопрос, один ответ)
Все опрошенные Партии, за которые россияне проголосовали на выборах в Госдуму России, если бы они состоялись в ближайшее воскресенье «Единая Россия» КПРФ ЛДПР «Справедливая Россия» Другая («Правое дело», «Патриоты России», «Яблоко») Не стал бы участвовать в выборах История — это наука, инструмент познания, а не политических манипуляций. Изучением истории должны заниматься ученые, а политики не должны влиять на этот процесс 66 67 67 61 73 71 64 История вне политики существовать не может, это один из действенных инструментов политической борьбы, исключить влияние политики на изучение истории невозможно в принципе 26 26 21 33 22 29 26 Затрудняюсь ответить 8 7 12 6 5 0 11
Как Вы считаете, учебник истории, утвержденный Министерством образования для школ, должен быть только один — или их может быть несколько? (закрытый вопрос, один ответ)
Всего опрошенных Возраст, лет 18—24 25—34 35—44 45—59 60 и старше Учебник должен быть один, чтобы исключить разноголосицу и путаницу в головах учащихся 79 73 76 77 81 86 Учебников должно быть несколько, чтобы учителя имели возможность выбирать, как учить детей 15 21 18 15 14 9 Затрудняюсь ответить 6 6 5 8 5 6 Вернуться назад |